Я люблю перестроечные документальные фильмы за особый вайб, который заключается в отсутствии там сарказма девяностых и современной постиронии. Всё максимально серьёзно, пафосно, авторы ещё верят в существование и познание истины, звучит эмоциональная симфоническая музыка, долгие сцены и крупные планы. Голос за кадром обращается к зрителям как ментор, но если раньше это могло раздражать, то сейчас вызывает умиление и располагает, заставляет смахнуть слезу по поводу ставшей анахронизмом старой доброй искренности.
Таков же и фильм
Раскол. Старообрядцы 1987 года, не припомню только, была ли там симфоническая музыка. Авторы снимали общины и отдельных приверженцев старой веры в разных концах СССР, их быт, чтение старых книг, мысли в слух о жизни и спасении. Фильм не описывается как этнографический, но документалка не может не быть этнографической хоть в какой-то степени. Два удивительных мира: старообрядческий и перестроечной интеллигенции, пересеклись, и создали вместе интересное и медитативное полотно.
А в начале впервые увидел съёмку академика Александра Панченко, лично мне известного в качестве друга Льва Гумилёва. В логике перестроечных фильмов, появление следом и самого Льва Николаевича, рассказывающего, что старообрядцы - следствие пассионарного надлома русского этноса - было бы логично, но этого как раз и не произошло)
#фильм