Авиакомпания «ИрАэро» направила претензию в адрес «Гражданских самолетов Сухого» с требованием возместить ей 1,9 млрд рублейВ эту сумму перевозчик оценил убытки от эксплуатации от самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). В 1,9 млрд млрд рублей включены расходы по содержанию, ремонту лайнеров, убытки из-за отмены рейсов, а также упущенная выгода за период с начала эксплуатации самолета в 2016 году.
В парке «ИрАэро» девять самолетов SSJ 100, однако исправными можно считать только пять. Остальные четыре лайнера находятся в неудовлетворительном состоянии, а один из самолетов используется как донор запчастей. Девять SSJ 100 иркутская авиакомпания взяла в лизинг у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Из них четыре лайнера были новыми, а остальные пять ранее использовали компании Red Wings и «Ямал».
В ГСС уже
получили претензию «ИрАэро». Однако производитель лайнеров отказался комментировать ситуацию.
Ранее «Гражданские самолеты Сухого»
потребовали у «ИрАэро» более 941 млн рублей через Арбитражный суд Москвы. Причина исковых требований не раскрывается, предварительные слушания по делу пока не назначены.
Чистая прибыль «ИрАэро» в 2018 году составила 104,3 млн рублей, а выручка — 7,7 млрд рублей. У «Граждансих самолетов Сухого» ситуация менее приятная: в 2018 году чистый убыток производителя составил 4,9 млрд рублей, а выручка сократилась на 18% по сравнению с 2017 годом и составила 47,2 млрд рублей.
Единственным европейским перевозчиком, эксплуатировавшим SSJ 100, была ирландская CityJet. Однако в феврале 2019 года авиакомпания отказалась от использования самолетов: лайнеры простаивали из-за нехватки запчастей.
Это не единственная претензия «ИрАэро» к ГСС и SSJ 100. Летом 2019 года глава «ИрАэро» Юрий Лапин в интервью «Интерфаксу»
раскритиковал отечественный лайнер: «Ни один из двигателей, с которыми мы работали, не выработал своего ресурса полностью. Некоторые мы досрочно снимали с самолетов из-за выявленных конструктивных недоработок. Иногда эти двигатели были на гарантии или же не на гарантии, но с невыработанным ресурсом». По словам Лапина, основная проблема SSJ 100 — двигатели SaM146 производства российско-французского PowerJet.
Почему это важноПретензия «ИрАэро» вдвое превышает сумму иска, который ГСС подала против авиаперевозчика. При этом намерения у авиакомпании серьезные — если производитель не удовлетворит претензию, «ИрАэро» обратится в арбитражный суд. Судебное разбирательство может негативно сказаться как на убыточных «Гражданских самолетах Сухого», так и на дальнейшей эксплуатации SSJ 100. Один из таких лайнеров в прошлом году загорелся при приземлении в московском аэропорту Шереметьево.