
Одно из самых известных произведений Вероники Франко — «Глава 16» сборника — ответ на оскорбительный сонет Veronica, ver unica puttana («Вероника, истинно уникальная проститутка»), написанный племянником Веньера, Маффио Веньером.
Защищая себя от нападок обидчика, Вероника делает важный шаг — она переходит к защите всех женщин, то есть в духе феминистской традиции рассматривает женщин как группу и выступает от их имени. Несмотря на то, что в начале поэмы она отмечает, что женщины слабее мужчин и поэтому их надо защищать, а не оскорблять, по ходу текста она уравнивает женщину с мужчиной и в итоге даже отдает «превосходство» женскому полу.
<...>
«Пускай сраженье с женщиной зазорно
Для мужа сильного, однако сечь
С ней может и почет принесть бесспорно,
Коль выучены мы и держим меч:
У нас есть тоже сердце, руки, ноги,
И можем смерти мы врага обречь;
Пусть видом мы нежны — мужчины многи
Есть, что нежны, а мощь их велика,
А многие хоть грубы, да убоги.
О сем не знают женщины пока,
Но коль сойдутся с вами в грозной сече —
Сразить вас сможет женская рука!
Чтоб знали вы, что правда — эти речи,
Средь женщин первой стану я одна,
Подам пример и стану им предтеча —
Вас, чья пред всеми тяжкая вина,
Любым оружьем, кое захотите,
Хочу и чаю повалить я на
Земную твердь, радея о защите
Всех женщин, ведь вы всем им супостат,
Не мне лишь горечь из-за вашей прыти.
<...>
Итак, бросаю вызов вам! К борьбе
Готовьте меч и мужество, ведь скоро
Я покажу, назло мужской хвальбе,
Сколь превосходней женский пол мужского,
Вы ж нынче позаботьтесь о себе».
Так называемые «благородные куртизанки» были образованны, обучены этикету и могли выступить достойными собеседницами. Cortigiane oneste славились своими манерами и разбирались в философии, а зачастую занимались литературой или музыкой.
Для «благородной» куртизанки было особенно важно представлять собой чуть больше, чем просто искусную любовницу, хотя бы затем, чтобы в случае необходимости суметь защитить себя от критики. Отвечая на нападки Пьетро Аретино и Маффио Веньера, Вероника Франко демонстрировала своё искусство именно как интеллектуал и литератор. В ее стихотворных ответах хорошо заметен один из лейтмотивов поэтического и эпистолярного творчества Франко — защита женщин от нападок мужчин, что уже в XX веке обратило особое внимание феминистского движения на наследие поэтессы
https://batenka.ru/aesthetics/reading/venetian-courtesans/