«ЦЕЛЕ-ВУЗ-СТРЕМЛЁННЫЕ»
В апреле 2017 года в Нижнем Новгороде был скандал по поводу обучения дочки тогдашнего сити-менеджера Сергея Белова в ННГУ за бюджетный счёт. «В рамках закона Российской Федерации мы можем себе это позволить», - ответил тогда журналистам Белов, и эта фраза сразу стала мемом. Но закон, и правда, нарушен не был – прокуратура разрешила дочке главы администрации учиться дальше.
И вот, журнал «DOXA» совместно с «Новой газетой» и «Важными историями» провёл огромное исследование по поводу целевого обучения (
https://doxajournal.ru/uni/target_education), часть из которого опубликовал
@russica2. Суть такого обучения в том, что государство заключает договор со студентом, оплачивает его учёбу, но потом он должен минимум три года отработать на госслужбе. Вопрос вызывает то, что зачастую по целевой программе учатся дети представителей госструктур, которым для бесплатного обучения в вузе не хватило бы обычных баллов.
Таких фактов нашли более ста по всей стране, есть среди них дочка главы Сарова Александра Тихонова, поступившая в Вышку в Москву, и 16 детей госслужащих Нижегородской области и других регионов, поступившие по целевой программе в ННГУ. Своих детей на целевое обучение в разные годы, например, отправили: замначальники полиции Владимир Генералов и Дмитрий Красиков; министр строительства Анатолий Молев; Наталья Щепалина и Алексей Дедко из министерства финансов; Надежда Чиканова из нижегородского филиала «Ростелекома»; сразу пять человек из УФНС по Нижегородской области (полный список мне прислали авторы исследования).
В правительстве Нижегородской области не согласны с тем, что их целевики поступают в вузы без конкуренции. Там отмечают, что органы госвласти и МСУ подают в правительственную конкурсную комиссию рекомендательные письма на подготовку специалистов, а при отборе кандидатов на целевое обучение учитываются результаты ЕГЭ и «участия в общественной жизни образовательной организации».
«Решение о выделении целевого направления принимает конкурсная комиссия (состав которой утверждается распоряжением правительства) открытым голосованием членов комиссии простым большинством голосов с привлечением независимых экспертов», — сообщили в Управлении делами правительства и кадрового потенциала Нижегородской области. Там считают, что в таких обстоятельствах другие чиновники на решение комиссии не влияют и конфликта интересов у них нет.