Вслед дню рождения Ильича
отрывок из книжки Мариэтты Чудаковой «Рассказы про Россию».
"В начале жизни в Разливе Ленин и Зиновьев ночевали на чердаке у большой семьи Емельяновых, в которой было семеро сыновей. "Рассказывали, что Ленин, показывая на маленького Гошу, пошутил: "А вот этот не выдаст?" "Ленин понимал, что Емельянов рискует и собой, и детьми, но когда заходил об этом разговор, слышал в ответ: "Что там, Владимир Ильич! Это честь для меня".
В 1932 году Николай Емельянов вышел на пенсию Его шалаш стал музеем, о нем и его детях охотно рассказывали.
Но в шалаше стояла только одна кровать — Зиновьева из шалаша и из истории уже выселили.
В конце 34–го года арестовали и Емельянова с женой — дали по десять лет лагерей. На следствии от Емельянова требовали, чтобы он подтвердил — товарищ Сталин приезжал к Ильичу в Разлив. Долго держался, но под пыткой признал: да, дважды приезжал.
Тогда же был арестован и старший сын Емельяновых Александр, бывший ленинский связной. Четыре года лагеря в Воркуте. Затем фронт, два ранения. В 51–м — еще десять лет лагерей. В 56–м освобожден и реабилитирован.
Его младший брат Кондратий (Ленин написал ходатайство для его зачисления в Военно–инженерную академию) был арестован в 34–м, бежал из лагеря, пойман и расстрелян в 38–м.
Третий сын Емельяновых, Алексей, сидел дважды и подолгу: 1934–1947, 1949–1954.
Четвертый, Николай (тот, что готовил Ленину уху) арестован в 1937–м и сразу расстрелян. Пятый, Анатолий, "исчез бесследно". Шестой, тот самый малыш Гоша, отсидел три года и погиб на фронте. Уцелел только один из сыновей Емельяновых, Лев — он скрылся из родных мест до начала Большого террора.
В 1954 году Верховный суд СССР реабилитировал супругов Емельяновых. И они отправились к себе в Разлив. Дальше цитата из воспоминаний Емельянова:
"На застекленной веранде родного дома пили чай музейные работники. Мы с Надеждой Кондратьевной поднялись на крыльцо, но экскурсовод вежливо объяснил, что на сегодня выставка закрыта.
— Постойте, мы же и есть Емельяновы.
— Не шутите так. Товарищ Емельянов погиб на фронте как герой."
Им было негде жить, соседи не пускали даже на ночлег — боялись. В конце концов Емельянова взяли на работу в музей электриком. Но Ленинградский обком прислал бумагу: "Считаем оставление семьи Емельяновых в Разливе нецелесообразным".
Спас Емельяновых Иосип Броз Тито. В июне 56–го он приехал в СССР с официальным визитом и пожелал непременно побывать в Разливе. Емельянову тут же назначили персональную пенсию и вручили орден Ленина. А жене — орден Красного Знамени.
До Разлива Тито так и не доехал, там побывала только его супруга. Но пенсию Емельянов два оставшихся года жизни все–таки получал..."