Модель Christian Dior на рынке, 1959 год, Москва
В 1959 году в СССР был впервые официально разрешен показ мод, и Сюзан Люлин организовала показ Dior в Москве. "На улицах Москвы появились афиши: "Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе "Крылья Советов". Конечно, женщинами овладело желание попасть в это святилище соблазнов" (журнал "Огонек", 1959). 10 июня двенадцать моделей под руководством Ива Сен–Лорана, который возглавлял Дом Диор в тот период, прилетели в Москву.
В архивах Дома Dior до сих пор хранится инструкция, которую французы получили перед поездкой:
— Возьмите с собой сигареты, помаду, косметику.
— Примите к сведению, что вы не сможете купить виски.
— Пожалуйста, не фотографируйте. Если вы берете фотоаппарат, не снимайте детей, дома, мосты, военные постройки.
— Никогда не отказывайтесь от первой сигареты, которую вам предлагают. Это одно из правил вежливости.
— Не удивляйтесь, если к вам обратятся на улице с вопросами: откуда вы, были ли вы в СССР до этого, чем вы занимаетесь, каково ваше впечатление от Москвы. Это проявление дружественности со стороны московского населения.
— В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из–за разницы в поведении и одежде.
— Чаевые для такси: 10%. В остальных случаях оставлять чаевые не принято. Брать их почти всегда отказываются.
— Во время приемов принимайте алкоголь умеренно, но не отказывайтесь, поскольку не принимать участия в тостах — одно из грубейших оскорблений.
— Тем людям, которые вам понравятся и которые окажут вам наилучший прием, дарите значки, которые вам раздадут заранее.
Относительно моделей: перед интервью просим вас ознакомиться со специальной инструкцией и перечнем вопросов.
— Женщины ни в коем случае не должны носить брюки. В последнее время в связи с этим было замечено негативное отношение к звездам кино со стороны населения.
Показ Dior продемонстрировал советским людям другой мир. Совсем иной уровень ощущался не только на уровне кройки и шитья, но и в сфере организации представления. Еще на стадии переговоров французы добивались высочайшего уровня проведения мероприятий — они просили натуральный шелк для декораций, личного повара для моделей и разрешение привезти фотографа, парикмахера и пр.
Журнал "Огонек" был одним из из немногих советских изданий, осветившим событие: "Сидящие в зале смотрят на манекенщиц очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. Зрительницы отмечают: "Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?" (17 июня 1959 года). Другой советский журнал описывал узкие юбки и обувь на высоких каблуках так: "Буржуазная мода такова, что женщина испытывает трудности при ходьбе и должна обязательно иметь рядом с собой человека, помогающего ей."
Тот эстетический шок, который испытали граждане Советского Союза, глядя на парижских красоток в «заморских» одеждах, не требует комментариев — потрясенные лица запечатлел беспристрастный объектив фотокамеры Говарда Сочурека.
На моделях можно рассмотреть шелковые чулки, которые в СССР были настоящим дефицитом. Моя бабушка часто рассказывает, как советские женщины чернилами рисовали модный шов на ногах.
Для прогулки по Красной площади француженки купили на рынке цветы. Их они дарили прохожим.