Приключения бензина в России
Рост цены на бензин не остановить. Уже сейчас он должен стоить около 50 рублей за литр 92го. Причин у этого две: рост стоимости нефти в рублях с 3000–4000 до 5000–6000 из–за санкций и жадность нашего правительства — больше половины стоимости бензина это налоги.
В каждых 42р. за литр 92го 15,7р. это акциз, 6,4р. НДС, 1,13р. НДПИ. Это уже 55% цены. Ну и остальные налоги по мелочи, в сумме — около 65%.
Понятно, что ни урезать непомерные траты на силовиков, ни прекращать конфронтацию со всем миром, чтобы остановить рост стоимости бензина правительство не собирается.
Откровенно говоря, оно вообще не собирается останавливать удорожание бензина, используя борьбу с ростом цен просто как удобный повод для передела рынка топлива: 15 из 25 тысяч АЗС пока независимы, и это явно скоро изменится. На алтарь этой цели лягут трейдеры и небольшие НПЗ.
Но это ещё цветочки, ягодки впереди. В следующем году начинается так называемый "налоговый манёвр". И вот это, скажу я вам, шедевр современной российской управленческой мысли.
Нет, задумка интересная: сделать так, чтобы доходы от экспорта доставались РФ, а не соседям по Таможенному союзу (РБ и Казахстану), обнулив экспортные пошлины и повысив НДПИ.
Правда, рост НДПИ вызовет удорожание нефти и, соответственно, бензина на внутреннем рынке.
Чтобы этого избежать, производители бензина/дизеля для внутреннего рынка получат субсидию — акциз с отрицательным знаком.
Пока всё неплохо, да? Увы, дьявол кроется в деталях.
Экспортная пошлина зависела, фактически, от одной переменной — средней цены на нефть в долларах.
Формула расчёта НДПИ выглядит так: НДПИ = 919
Кц — [559 Кц
(1 — Кв Кд
Кдв Кз
Ккан) — Кк — ЭП Р
Ккорр Свн] — кроме экспортной пошлины (ЭП) и среднего курса рубля (Р) появилось ещё 9 коэффициентов, причём некоторые из них могут обнуляться при выполнении определённых условий.
А в расчёте обратного акциза и вовсе 19(!) коэффициентов. Ну, то есть возможно и больше, но на 19 я устал считать.
Итого: если вы отечественный производитель нефтепродуктов, то для принятия управленческих решений вам нужно держать в голове три десятка коэффициентов, каждый из которых правительство может менять, когда пожелает.
И эта запредельно сложная система тонких настроек должна работать в условиях нестабильности рынка нефти, тотального непрофессионализма и коррупции? Вот серьёзно?!
Как только что–то изменится на рынке (очередные санкции, например) — систему начнёт лихорадить. Как только правительству понадобится больше денег и оно подкрутит пару коэффициентов — систему начнёт лихорадить. Как только Сечин решит, что ему нужна яхта побольше, и пролоббирует выгодные ему корректировки — систему начнёт лихорадить.
Проще говоря, её будет лихорадить всегда (это её неотъемлемое свойство) и от этого будет страдать вся отрасль.
Абсолютно очевидно, что вся эта налоговая фантасмагория сделает бензин не только дорогим, но при этом ещё и дефицитным, затормозит инвестиции и будет стимулировать коррупцию.
Почему я пишу об этом здесь, а не на Economics? Потому что всё происходящее — яркое, но типичное проявление нашей внутренней политики, прямое следствие того, что:
— на ТВ вице–премьер журит нефтяников, а сам ссытся в тапки, вспоминая Улюкаева;
— то есть реальная структура власти кардинально отличается от декларируемой;
— любое событие используется лишь как повод для передела собственности;
— все сферы политической и экономической жизни последовательно монополизируются;
— государство пытается управлять вообще всем, что попадает в поле его зрения;
— из–за этого затраты общества растут, а эффективность управления быстро падает;
— фактически, государство ведёт себя как раковая опухоль, убивающая своего носителя.
https://zhartun.me/2018/11/benzin.html