Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 223-ФЗ. Как указывается в решении АС г. Москвы от 11.08.2015 по делу N А40-126499/15, исходя из буквального толкования названной нормы права, указанный 10-дневный срок является пресекательным, то есть по его истечении антимонопольный орган утрачивает право на рассмотрение жалоб (см. также постановление Девятого ААС от 25.10.2017 N 09АП-47332/17, решение УФАС по Краснодарскому краю от 20.07.2017 N 307-Т/2017). Обратим внимание также на то, что из приведенного решения АС г. Москвы от 11.08.2015 по делу N А40-126499/15 следует также, что в данном случае фактически не применяется норма п. 2 ст. 194 ГК РФ, устанавливающая, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Суд высказал позицию, что в данном случае принятие жалобы, поступившей в антимонопольный орган по окончании указанного пресекательного срока нарушит права неограниченного круга лиц.
Следует также учитывать, что в силу ч. 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, их обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. В п. 2 письма ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 подача жалобы после окончания указанного срока лицом, не подававшим заявки на участие в закупке характеризуется именно как нарушение срока подачи жалобы. При этом обращается внимание на то, что этот случай не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. В связи с этим высказывается позиция, что жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование в антимонопольный орган допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в сети "Интернет", со дня такого размещения (ч. 5 ст. 18.1 Закона N 223-ФЗ). Если по получении такой жалобы антимонопольный орган устанавливает, что по результатам торгов договор все же был заключен, он оставляет жалобу без рассмотрения (см. решение ФАС России от 03.06.2015 N 17/28471/15, решение АС г. Москвы от 11.08.2015 по делу N А40-126499/15, постановление Девятого ААС от 19.12.2016 N 09АП-55704/16).