Сегодня за завтраком посмотрел доклад Рея Чана из 9GAG, который называется «How to win China & make $$$»
Нет, 9GAG не завоевал Китай, да и сам Рей неоднократно говорил, что выход в Китай пока не стоит в приоритете гонконгской компании.
Видео показалось ёмким и методичным. Если нужно за 20 минут объяснить, как и что работает в Китае - смело кидайте ссылку на этот доклад.
Для тех, кто не хочет смотреть видео - расскажу тезисно.
Выводы о китайском рынке от основателя 9GAG:
1. Быстрое внедрение продуктов. В головах многих Китай ассоциируется с С2С моделью (copy-to-China). Если еще может лет 20 назад это было актуально, то сейчас все изменилось. Китайские компании быстрее проверяют бизнес-гипотезы и выпускают продукт на рынок. Например компания Bytedance за год выпускает 12 продуктов, 10 из которых закрываются в первые пару месяцев. Tencent однажды закрыл новый продукт через 2(!) дня после релиза.
2. Сильные таланты. Более трети иностранных студентов в американских колледжах из Китая. Успешная карьеры китайца в IT - получить степень бакалавра в сильном местном университете, поступить в магистратуру или аспирантуру в одну из top-tier школ США или Европы, отдать пару-тройку лет Facebook, Google, Amazon и прочим, вернуться в Китай и стать миллионером. Многие, после работы в американских компаниях, возвращаются на родину, чтобы создать свой стартап. Остальных IT-компании забирают на топ-позиции. Ну и не стоит забывать, что и местные школы готовят сильных специалистов. Китайцы трудолюбивые, и в некоторых стартапах распространен режим работы 996. С 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю.
3. Сильная конкуренция. Этот пункт связан с первым. Абсолютно нормально, что в Китае существует несколько идентичных продуктов. Никто не переживает насчет копирования удачной фичи в свой продукт и пользователи переживают это спокойно.
4. Агрессивный маркетинг вместо А/Б тестов при разработке продукта. У китайских продуктов уникальный интерфейс. Скорее всего, никому кроме жителей Поднебесной он не покажется удобным. Большинство приложений используют чуть ли не одни и те же дизайн-компоненты. В компаниях есть продуктовая аналитика, но в случае любой просадки по ретешену или привлечению пользователей в первую очередь в ход идут акции и специальные предложения.
5. Тривиально, но в Китае много денег. Что делать с этой информацией?
Если ваша компания или ваш гипотетический стартап думает, как бы выйти на китайский рынок, то вы опоздали. Скорее всего существуют уже минимум 20 компаний, которые работают над вашей идеей. Разве если у вас есть что-то, что позволяет хакнуть все 5 пунктов описанных выше.
Но тем не менее вы можете быть полезны Китаю.
1. Экспертиза на вашем рынке. Китайские проекты не зайдут в Японии, Индонезии, США или России в том виде, в котором они работают в Китае. У пользователей в других странах другие привычки взаимодействия с продуктом. Не у всех есть ресурсы для покупки местного конкурента или открытия локального офиса и найма команды, поэтому компании прибегают к помощи внешний консультантов.
2. Учиться у Китая. Надо больше смотреть за тем, что, как и почему разрабатывают китайские компании. Продукт-менеджеры Facebook Messenger или Telegram многое подсмотрели в Wechat. Amazon, Wallmart и Instacart перенимают модели дистрибуции Taobao и JD.
3. Учить китайский язык. Тогда не придется читать второсортную прессу чтобы разбираться в рынке.
P.S. Последний пункт не касается этого канала :)
Ссылка на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=T4l28_F_1Tc&frags=pl%2CwnНу и раз упомянул 9GAG, то моя статья про компанию:
https://zen.yandex.ru/media/id/5abf2d9c00b3ddf90fcce549/kak-ustroen-biznes-9gag-5abf2da748c85e8aa195b92d