Так. Ну, еще чтоб два раза не вставать, попробую объяснить, почему крупные платформы начали отказываться от политической рекламы.
Все на самом деле просто. Объяснение тому — деньги.
У Гугла есть
транспаренси-репорты и мы можем глянуть, сколько денег они зарабатывают на политической рекламе. И оказывается, что за период на март 2019 в Европе Гугл срубил... 7 млн. евро.
В Индии на 19 февраля — 294 млн. рупий. Это чуть больше 4 млн. долларов
Ну, и самая ожидаемо большая сумма — почти 128 млн. долларов было выручено на 30 мая 2018 года в США.
Много это или мало? Конечно не много: квартальная выручка Гугла на 30 сентября сего года — 40 млрд долларов. Ну, то есть, политическая реклама в объемах выручки корпорации, на самом деле, какие-то сотые доли процента.
Есть предположение, что у Твиттера и ФБ примерно также. Ну, плюс-минус, но цифры одинакового порядка.
Но при этом, риски, связанны с преследованием за "неправильную политическую рекламу" — весьма серьезны. Вплоть до вызова в Конгресс США, как это было с Цукербергом, или миллионные же штрафы от менее продвинутых правительств в таких странах, как наша.
Отсюда следует простое управленческое решение: "а может, ну его нафиг, эту политику?". Я вполне понимаю руководство корпораций, да.
Ну, и еще добалю: в блоге Google (выше пост), там есть упоминание такой штуки, как "deep fakes".
Моё отношение к этому термину общеизвестно: нет никаких фейк-ньюз вообще. Есть клевета, ложь, брехня, вздор и дичь. Этим терминам тысячи лет. Зачем вводить еще одно опредление вранью — я плохо понимаю. Но с другой стороны — модераторы интернет-корпораций вовсе не обязаны знать, что там правда, а что вранье. Ну, например, откуда модератору из Германии (я знаю, что довольно большая группа модераторов ФБ сидит где-то там) знать, что объявление о митингах в Москве соответствует действительности, а не является каким-нибудь вбросом от "ольгинской фермы"? Ни от куда.
И потому сам процесс по размещению политической рекламы становится серьезным бизнес-процессом с привлечением специалистов, запросом документов и подтверждением персоналий, дающих рекламу.
Это дорого. Это долго. И это рисковано.
Очевидно, что общество должно как-то разрешить сложившуюся ситуацию, да. Но лично у меня пока идей нет — чтоб все было и красиво, и правдиво, и не очень дорого.
Думаю, что этот вопрос нужно будет ставить, в том числе, и на большом IGF в Берлине. Мероприятие уже на следующей неделе — я обязательно напишу, что и как там по данной теме обсуждается.