Александр Аузан. Конспект выступления на Общероссийском гражданском форуме.
— Мы все время планируем лучшее будущее и регулярно оказываемся в прошлом
Почему так происходит? Слишком короткие горизонты планирования.
— Опрос экспертов правительства показывает: все они считают, что вкладываться надо в человеческий капитал, образование и здравоохранение. Но в реальности деньги идут в ВПК. Потому что инвестиции в человеческий капитал начнут давать эффект лет через 10, в дороги — лет через 5-7, а в оборонку — уже через 2-3 года. А никто не думает дальше 2-3 лет, деньги идут в ВПК, и «президент доволен».
— В результате мы получаем статус военной супердержавы, окей, даже Обама признал. Но сможем ли мы его удержать? Вспомним судьбу СССР, а Советский союз производил 10% мирового ВВП. Россия сегодня - 3%.
— Статус военной державы не получается конвертировать в прибыль, чтобы повысить уровень жизни людей. Мы не оказываем военных услуг по найму, не получаем прибылей от полученных при помощи военной мощи территорий (наоборот, одни убытки).
— Специализация России должна основываться на двух вещах. Первое — «страна умных людей». Наши выходцы находят себя в IT, математике, физике, химии, медиа, искусстве, медицине. Это — наше богатство. Второе — освоение пространства, инфраструктура. Дороги, хабы. К этому нас подталкивает география. То есть, нужно инвестировать в человеческий капитал и инфраструктуру.
— Прогресс XX века в много основан на открытиях, совершенных русскими. Но мы не смогли превратить эти открытия в технологии, реализовать их. Причина та же: никто не может планирует вперед надолго. Сегодня крайний горизонт планирования — 2018 год.
— Ключевая проблема России — отсутствие институтов. В Конституции написаны хорошие вещи, но эти институты превратились в симулякры. Причина в отсутствии реального спроса на них. Спрос на демократию в России даже в 2011 году был ниже, чем в Китае. Люди надеются, что кто-то займется их проблемами. Этот кто-то — президент. Патерналистское сознание. При этом дело не только в пропаганде, в Китае пропаганда сильнее, а спрос на институты выше.
— В России, согласно исследованиям, крайне низкий уровень веры в справедливую оплату труда. Мало кто верит, что честным трудом можно заработать достойные деньги. Пословица «С трудовых праведных не наживешь палат каменных» очень точно описывает наше мировоззрение. Поэтому и воруют.
— Каждый россиянин платит прямых и косвенных налогов 48 копеек с рублей. Это больше, чем в США, это на уровне Европы. Люди этого не знают — лишь некоторые что-то слышали про 13% (да и то за них их платит работодатель). Надо переходить к прямым налогам, чтобы люди почувствовали, сколько платят государству.
— Налоги можно сделать селективными, чтобы люди могли выбирать, куда направить часть НДФЛ, налога на имущество. На поддержку церкви или на развитие вузов? Вот и выясним.
— То государство, которое придумает немаргинальное применение людям возраста 60+ (особенно женщинам), в будущем выиграет. Население стареет, а занять пожилых мы не умеем.
— Что делать? 1. Увеличивать горизонт планирования. В том числе, для этого надо включить интересы элит в проекты преобразований: решить вопрос с наследованием крупных состояний, решить вопрос преемственности власти. 2. Изменять налоговую систему (прямые и селективные налоги). 3. Изменять модели школы, армии и тюрьмы. Это три основные среды, которые массово транслируют людям ценности.
— «Будущее нужно постоянно вызывать из небытия, прошлое приходит само». Станислав Ежи Лец