Эрдоган решил попробовать наши скрепы на прочность
Судьба собора Святой Софии – одна из самых больных тем для православного мира. Не погрешу против истины, если напомню, что одна из духовных причин Первой мировой войны – освобождение православной святыни от «басурманского надругательства». Собор не трогали больше сотни лет, - у него был статус музея, но несколько дней назад, в Государственном совете Турции не нашлось более важной темы, чем изменение статуса Святой Софии. Обсуждали статус всего 17 минут – превратят Святую Софию в мечеть или нет? Эрдоган так и заявил прямым текстом – «может вновь стать мечетью». И предложил более вдумчиво изучить этот вопрос. Надеюсь и наш министр обороны Шойгу, который не стесняясь никого, крестится на надвратную икону кремлевской башни, тоже этот вопрос всесторонне изучает.
Турки захотели совместить несовместимое – оставить туристов, и окончательно превратить Софию в мечеть. Зачем им это нужно, догадаться несложно. Эрдоган, своей региональной политикой, например, участием в создании ИГИЛ, а потом участием в уничтожении ИГИЛ в союзе с «неверными», настроил против себя немалую часть исламского мира. И такой вызывающий и демонстративный акт, как превращение Софии в мечеть, поможет ему собрать лицемерные дивиденды у единоверцев. А заодно, проверить, где у союзников из далекой России заканчивается терпение.
Первыми отреагировали думцы. Леонид Слуцкий начал с короткого экскурса в историю, потому что без этого судьбу храма обсуждать невозможно и просто бессмысленно:
-Этот вопрос является важнейшим для христианского мира. Созданный по замыслу императора Константина в 4 веке и обретший свой нынешний облик при императоре Юстиниане в 6 веке, 9 столетий храм Святой Софии был нерушимым символом единства христианского мира». Затем собор стал мусульманским храмом. В 1935 году основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение о том, что храм будет музеем. С этого времени собор посетили миллионы туристов.
Госдума обращается к Великому национальному собранию Турции с просьбой сохранить статус храма-музея. Уверен, что к голосу Госдумы прислушаются, сохранят в силе мудрое решение Мустафы Ататюрка, и сохранят Святую Софию как музей, — сказал Глава комитета по международным делам.
Слуцкий не случайно обратился к мудрости Ататюрка, дав Софии статус музея, не уничтожив и не «перекрестив» храм на иную веру, великий реформатор исламского мира напомнил единоверцам о том, что все мы «Люди Книги», а Иисус – один из пророков. Только когда на Ближнем Востоке христианам рубят головы ваххабиты, они стараются об этом не вспоминать. Им неудобно...Почти как Эрдогану сейчас.
Ждем реакции Турции и тамошних политиков. Пока дискуссия о духовных ценностях находится в рамках приличий. Но мне почему-то кажется, что Россия будет играть до конца на Ближнем Востоке. Уходить из региона она не собирается и прекрасно понимает, как нужно разговаривать с турками. Например, с помощью курдов, которых можно снарядить и экипировать для этой беседы. Первый пример, который пришел мне в голову.