
Size: a a a
Когда-то, на заре интернета, деньги были только у провайдеров. У сервисов и контента в интернетах ничего не было. Примерно к 2002-2004 годам стало понятно, что сервисы и контент обгоняют телеком.
Эдак, году в 2005, будучи в «Новотелекоме» я понял, что все эти Яндексы и Гуглы будут иметь всё, а телеком - ничего.
Тогда я начал думать, в чем конкурентное преимущество «трубы» перед ними. Пришёл к достаточно очевидному выводу, что оно одно: наличие физического устройства в квартире. Если строить что-то, то именно на этом. Тогда у всех был единственный use case: сбор телеметрии, но, конечно, если хотя бы полчаса напряжённо думать, то можно придумать дюжину гипотез для проверки, так или иначе построенных на IoT. Но.
Самый жЫрный кусок, имхо, был такой: сделать API для стартапов, дать им доступ к абонентам, а абонентам гарантировать, что стартапы будут делать все безопасно и корректно. Ну то есть, железячный маркетплейс: приходи делать добро людям, но всякие правейси и прочую секьюрность делай по моим правилам.
И тут опять провайдеры опоздали. Сначала появились эти железки, смартфоны, телеприставки, колонки наконец. А теперь доступ в эту колонку имеет любой бизнес и ворота с треском захлопнулись.
Ну почти, почти захлопнулись. Ещё можно кое-что поделать, но основной шмат бабла уже пролетел мимо.