Просят прокамментить про «кибердружины». Попробую…
Мое скромное мнение — вся эта хрень не полетит™
Причины:
1. Это попытка косплея китайских умаодан. Причем, запоздалая. Умаодан даже в Китае перестали работать, потому что дорого и неэффективно. От них фактически отказались лет пять назад. Там поступили проще — загнали все потоки юзер контент генерации в несколько контролируемых соцсетей и тренируют «искусственный интеллект», пытаются воздействовать всякими «социальными рейтингами» и придумывают сотни лайфхаков. В России таких компетенций просто нет в госаппарате.
2. Без денег никакие кибер-дружинники работать не будут. Ну, в сколь-либо промышленных масштабах. А случаи единичных сумасшедших отмечаются и сейчас — для этого никаких законов и не надо. См. «дело Мотузной».
3. Но дело в том, что закон, где забиты деньги из бюджета в Госдуре не принимаются вообще. Просто потому, что при упоминании денег возбуждается рефлекторная дуга Минфина, которая все эти попытки стреляет на взлете.
4. Давайте попробуем посчитать сколько денег нужно, чтоб это хоть как-то начало просто шевелиться:
— 60 млн. «пользователей соцсетей» (где-то так) генерят по (в среднем) 2 сообщения в день. Статистически значимый процент перлюстраций - 5% всех сообщений. Это уже 6 млн. сообщений, которые надо каждый день читать… Потому анриал вообще и будут делать «структуру», которая сообщения мониторить будет очень избирательно.
- Для структуры на 83 субъекта РФ + «центральный аппарат» , при условии 1 «дружинник» на 100К населения это уже 1500 сотрудников. При зряплате 40К рублей (с налогами), это 720 миллионов рублей. Не считая «расходов на аппарат» и помещения/оборудование. Плюс, как минимум половину просто спиздят. То есть, счет идет на миллиарды.
Уже на этом можно тему закрывать.
5. Есть еще проблемы чисто организационные и культурные. Ну, например, волонтерская работа тут не полетит — чтоб вести это дело регулярно, нужно чтоб вот эти вот 1500 минимум человек обновлялись каждый месяц минимум. Итого, количество мотивированных волонтеров на год нужно уже десятки тысяч. При этом они должны быть достаточно квалифицированы — «бабушек путина» сюда не посадить. Они просто ничего не найдут. И уж тем более, не смогут написать заяву, даже если им шаблон напишут.
Культурная же проблема, которая первой приходит в голову — в России никогда стукачей не любили. И «дружинников» очень быстро начнут деанонимизировать и просто пиздить (опять же смотрим кейс Мотузной, где девочки-стукачки получили полну жопу огурцов и были вынужденны выпилиться из соцсетей вообще).
И я очень-очень сомневаюсь, что по всей России найдутся десятки тысяч «дружинников».
6. Я очень сомневаюсь, что полиция и суды будут рады такой «помощи». Еще раз: статистически значимым будет, когда охват перлюстраций сообщений будет исчисляться хотяб в процент. Один. И это будут десятки тысяч заведенных дел в год. Даже если это будут просто штрафы. Прикиньте, сколько народу «работает» на штрафы ГИБДД и эта система создавалась десятилетиями и речь там идет о натурально жизнях людей и не вызывает отторжения ни у кого. А тут — буковки в интернетах и общественное порицание, которое есть уже при сотнях дел в год.
И еще раз оговорюсь — речь идет о «кибердружинниках» в сколь-либо промышленных масштабах, похожих на умаодан. Разумеется, при «политической воле» найдутся персонажи, которые будут готовы освоить немного бюджетных денег. Но даже если им кто-то денег даст — фейл будет неизбежен.