Чем больше я читаю разных мнений, тем больше непонятно — повсеместная автоматизация лишит нас работы или нет. Для меня нет сомнений, что в ближайшие 20 лет огромное количество людей потеряет работу (извините за мрачное вступление). Примеров можно подобрать множество: вот быстрый пример из индустрии транспортировки, так как
сюрприз-сюрприз в индустрии транспорта больше всего рабочих мест в мире (такси, перевозы всех видов грузов и т.п.) и она сейчас буквально на пути прогресса.
Никто не может ответить: а что будут делать водители Uber, Lyft, любой компании с таксопарком, когда автономные машины выйдут из беты и быстро займут нишу, предоставив бизнесу, что ему нужно — снижение расходов и рисков человеческого фактора.
Зато уверенно можно сказать, что автономные машины будут — это просто вопрос времени. Сокращения рабочих как следствие автоматизации — тоже.
Всемирный банк
не так давно выпустил любопытный документ который гласит, что повсеместная автоматизация это не угроза, это возможность. Мол, конечно, некоторые рабочие места исчезнут, но какие-то ведь появятся. Поскольку автоматизацию уже не остановить, государствам нужно оперативно предпринять несколько шагов и подготовиться:
— Подготовить свое население к эпохе роботизации, чтобы в момент ее финального наступления у населения были необходимые в этой эпохе навыки (речь о технических или соседствующих профессиях).
— Провести серьезное упрощение трудового законодательства для того, чтобы снять с компаний ограничения по автоматизации рабочих процессов.
В своем документе всемирный банк также утверждает, что частным компаниям нужно дать самим решать, что автоматизировать, а государственному аппарату стоит не вмешиваться в работу корпораций, мол, они сами разберутся.
Вольный перевод цитаты из отчета:
«В текущем мире компенсацию и другие преимущества для работника формирует трудовое законодательство и социальные институты, обязывая компании соблюдать интересы сотрудников. В новом мире автоматизации всего эта роль отводится непосредственно государству, так как компенсацию будет регулировать обновленное трудовое законодательство».
Этот отчет от всемирного банка встретили с критикой: рабочие профсоюзы напоминают, что «социальная напряженность» прошлых волн технологического прогресса возникала не просто так и что государствам пришлось вмешиваться в процессы, чтобы наладить диалог между бизнесом и рабочим классом. Это усложнение трудовых законов, а не их упрощение.
Для подтверждения того факта, что автоматизация не вредит, всемирный банк использует «притянутую» статистику, которые многие критикуют: количество денег, заработанных корпорациями и обычными людьми, условное «неравенство» остается на том же уровне в периодах с 2007 до 2015 года в 37 странах из 41 в выборке (это всего 20% клиентов всемирного банка), хотя автоматизация уже идет полным ходом.
Критики документа (такие, как IMF (Международный Валютный Фонд)) утверждают, что в отличие прошлой технологической революции у человеческого вида действительно появился конкурент — робот делает работу быстрее, дешевле и не требует отдыха. То есть в то время как производство пойдет в гору, деньги, которые получат работники, останутся на том же уровне. IMF утверждает: «Результаты нашего исследования довольно четкие — автоматизация хороша для роста, но вредна для равенства».
Самое главное, что в публикации IMF нет позитивных выводов: автоматизация неизбежна, попытки преобразовать людей без необходимых для эпохи роботизации квалификаций в людей квалифицированных, конечно, помогут, но глобально потребность в человеческом труде пойдет на спад.