🔋🚗
Водородные ячейки: чего ждать в ближайшем будущем?
В прошлом году мы
писали, что в Китае растут инвестиции в производство водородных аккумуляторных ячеек для электромобилей. Идея была поддержана отраслью, правительством и иностранными инвесторами: так, с китайскими производителями собиралась сотрудничать Toyota.
Однако, судя по
последним данным, производители пока сильно зависимы от государственной поддержки. Это видно, в частности, по скачкам объемов производства в течение года, которые совпадали с новостями и слухами о грядущих изменениях в государственном стимулировании отрасли.
Вместе с тем по информации на конец прошлого года, субсидии на автомобили на водородных ячейках все-таки собираются отменить к концу 2020 г. Без них эти автомобили станут значительно дороже. Например, автобусы - наиболее массово переходящий на "новую энергию" вид транспорта в Китае - при отмене субсидий будут стоить в 2 раза дороже. Согласно прогнозам, к текущей субсидированной стоимости производители смогут прийти только к 2030 году.
Таким образом, чтобы остаться конкурентоспособными, компаниям нужно будет либо резко снизить стоимость производства, либо работать в убыток. Ни то, ни другое не видится возможным в условиях торможения китайской экономики и, в частности,
авторынка, которое не оставляет никакого инвестиционного оптимизма в отрасли. Похоже, рано китайское правительство решило отказаться от субсидий - поддержку стоит продлить, чтобы не загубить перспективную отрасль.
P.S. Идея не подсаживать инновации на длительное государственное финансирование - сама по себе очень правильная, однако единый план и таймлайн субсидирования для разных технологий оказались не лучшим решением. Например, электромобили на обычных аккумуляторах, скорее всего, ни в какой господдержке уже и правда не нуждаются. Однако водородные ячейки - технология еще не достаточно отработанная (например, в плане масштабирования), и здесь можно было бы и смягчить политику субсидирования.