Как игра "Монополия" стала популярна из-за реальной монополии
Благодаря COVID популярность настольных игр выросла в разы. Я и сам люблю время от времени поиграть во что-то интересное. Недавно узнал, что почти 1/3 мировых продаж настольных игр приходится на игру "Монополия", которая перед Новым годом отметила 85-ю годовщину. Такая популярность стала возможной во многом благодаря стратегии расширения компании Hasbro.
Как Hasbro завоевала рынок настольных игр"Монополия" начала свою историю с игры под названием The Landlords’s Game, которую в 1924 году запатентовала Лиззи Мэги. Игра стала культовой и на неё обратил внимание Чарльз Дэрроу, скопировал и дал ей название "Монополия", а потом передал лицензию на производство в Parker Brothers.
В 1935 году Parker Brothers купили патент на производство The Landlords’s Game за 500 долларов, поставили название "Монополия" и назвали Дэрроу её изобретателем, полностью проигнорировав Лиззи Мэги.
В конце 20 века Hasbro сделало свой шаг на рынке настольных игр – выкупила Milton Bradley, а затем Avalon Hill, Wizards of the Coast и Coleco. В 1991 году очередь дошла и до Parker Brothers.
К концу 90-х годов Hasbro захватила 85% рынка настольных игр. Twister, Scrabble, Magic: The Gathering, Dungeons & Dragons, Ouija. Все это Hasbro. Как это назвать, как не монополией?
Поэтому компания вместо того, чтобы разрабатывать новые игры, занимается улучшением и продвижением существующих, в первую очередь, "Монополии" – только с 1995 по 2005 год было выпущено 230 официальных версий.
У Hasbro из 240 настольных игр 45 являются вариациями "Монополии". На Amazon выдаётся 676 разных результатов при поиске игры. Сейчас существует также множество компьютерных вариаций и версий для iOS. Hasbro доказала, что нет пределов для расширения бренда.
А что конкуренты?Стали появляться другие настольные игры. Например, Колонизаторы – с 1995 по 2010 год было продано более 15 млн копий по всему миру. Эта игра выглядит чуть сложнее Монополии и подразумевает не просто соперничество, а ещё и сотрудничество между игроками. Hasbro отказалась от выпуска подобных игр. В итоге на рынке появилось много небольших компаний, которые начали создавать игры, подобные по тематике и смыслу игре Колонизаторы.
А затем на рынок вышла французская компания Asmodee, которая стала вести себя так же, как в своё время Hasbro – стала скупать все небольшие фирмы. С 2014 по 2018 год было поглощено 20 компаний. В итоге выручка со 125 млн евро в 2014 выросла до 450 млн на начало 2018 года.
Далее Asmodee повысила ценник на все свои продукты на 5-10 долларов и запустила дистрибьюторское подразделение в США. Со своей флагманской игрой Колонизаторы, Asmodee решили свергнуть единоличную монополию Hasbro. Реально ли это? Всё может быть, до тех пор, пока Hasbro не примет решение о покупке Asmodee.
_______
Источник:
https://t.me/backlog/184