В Россия с первым официальным зарубежным визитом 24 февраля прибыл главой Киргизии Садыр Жапаров. У него запланированы встречи со всеми ключевыми фигурами: президентом Владимиром Путиным, премьером Михаилом Мишустиным, главами верхней и нижней палат парламента Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным. В Москве переговоры считают «смотринами» киргизского лидера, а в Киргизии на них возлагают большие социально-экономические надежды.
Перед Садыром Жапаровым на родине стоит много острых проблем, решить которые нужно было еще в 2020 году:
1. Тысячи кыргызстанцев, которые привыкли работать в России, оказались заперты в своей стране из-за мер по борьбе с коронавирусом. В начале февраля между двумя странами начали осуществлять 6 авиаперелетов в неделю, при этом у пассажиров должна быть справка о том, что они не заражены коронавирусом, но этого все равно мало, чтобы развезти всех желающих.
2. Внешний долг Киргизии составляет 5 миллиардов долларов. Денег на его погашение нет, а основной кредитор Китай угрожает отобрать у Бишкека его золотые шахты и другие ценные объекты в счет погашения обязательств. Жапаров утверждает, что у него есть план, как вернуть деньги, не лишись при этом собственности, но подробности не раскрывает.
3. Бишкек считается одним из самых экологически неблагополучных городов мира из-за грязного воздуха. Власти надеются решить проблему при помощи перевода местной ТЭЦ с угля на газ. Но для этого Жапарову нужно добиться от Москвы скидки на «голубое топливо», потому что иначе и без того бедные кыргызстанцы просто не смогут платить за ЖКХ.
4. Киргизия остается последней страной ЕАЭС, в которой все еще не началась массовая вакцинация от коронавируса. Ранее Запад предлагал Бишкеку вакцину Pfizer, но выяснилось, что ее негде хранить, потому что в стране нет холодильников, способных держать температуру на необходимых 70 градусах ниже нуля. Параллельно с этим Бишкек просил Москву выделить ему 500 тысяч доз «Спутник V», но сделка затормозилась из-за бюрократической волокиты.
Учитывая тот факт, что Кремль еще в 2020 году протянул режиму Жапарову руку помощи (было выделено около 30 миллионов долларов), переговоры точно будут результативными. Тем более, что для Москвы удовлетворить хотя бы часть потребностей Бишкека не является проблемой. Больше того, оказанная помощь будет наглядной демонстрацией Узбекистану и Таджикистану выгодны от членства в ЕАЭС.
Сверхзадачей Жапарова является добиться от России долевого участия в строительстве киргизско-китайской железной дороги. Проект оценивается в 3-8 миллиарда долларов и способен перевернуть социально-экономическую ситуацию в Киргизии. Фактически речь идет о попытке восстановить «отросток» от Великого шелкового пути, о котором любит мечтать первый президент Киргизии Аскар Акаев.
Кроме того, Жапаров намерен наладить сотрудничество с киргзиской диаспорой в России. Для этого у него запланирована встреча с соотечественниками. В команде Жапарова говорят, что с одной стороны он переживает, что они могут разочароваться в нем, а с другой президент собирается использовать их потенциал для восстановления республики.