Артур, обидеть невозможно — возможно только обидиться. ☝🏼😊
Немного о природе обиды
Первобытный человек Вася идёт по лесу и встречает другого человека, Петю, с куском мяса. Вася просит Петю поделиться с ним этим мясом. Петя ему отказывает. Вася бьёт Петю дубинкой по кумполу, убивает и отнимает мясо. Так выглядела типичная обида в первобытные времена.
Что происходит сейчас? У современного человека Васи есть знакомый Петя. Вася по какой-то причине считает, что Петя должен поделиться с ним шматом сала. Петя же так не считает, либо его давит жаба. Поэтому Петя отказывает Васе. Но Вася не может убить Петю и отнять шмат сала из-за страха уголовного наказания. Поэтому Вася перестаёт разговаривать с Петей — Вася обижается.
Что такое для нас смерть другого человека? Это исчезновение возможности общения с ним. Пока мы можем разговаривать с человеком, он для нас не умер. Отсюда все эти легенды о духах, призраках, интерес к так называемым «медиумам» (якобы посредникам между умершими и живыми людьми). Человек люто страдает от утраты объекта психзависимости — другого человека, к которому он был привязан. Кто-то разговаривает с воображаемым умершим внутри себя. Кто-то делает то же самое на могилке. А кто-то идёт к медиуму.
Итак, мы приняли решение обидеться на кого-то и перестали с ним разговаривать. Обидчик для нас словно умер, мы воображаемо убили его. А также мы наказываем его лишением общения с собой, если думаем, что обидчик психически зависим от нас. Таким образом, мы хотим что-то помаять с человека, он нам эту хотелку не даёт, и поэтому мы виртуально убиваем его. Либо вымогаем у него хотелку через лишение общения. То есть обида это один из способов манипуляции другим человеком. А также отрицание его права сказать нам «нет».
--
Ну раз уж "вызывает раздражение", то на понятном Вам языке: - философ педагогики Симон Соловейчик: «Если в джунглях на вашу тропинку выйдет тигр, вы можете испытать любые чувства — от смертельного страха до прилива отваги, — все что угодно, только не раздражение. Тигры не раздражают. Они вызывают стресс.
Но если вы пришли усталый с работы, а трехлетний мальчик не переставая бьет в глухой барабан, вы испытываете раздражение.
Стресс — отрицательная реакция на то, что сильнее нас.
Раздражение — отрицательная реакция на то, что слабее нас».
Раздраженный человек всегда чувствует себя правым, вот в чем беда. Раздражительность — болезнь людей, всегда и во всем правых
Вот, собственно, и все. Спорить с этим трудно. Странно только, что это простое соображение не приходило мне в голову до сих пор.
Соловейчик показывает, что раздражение — это реакция на слабое или равное по силам, что это самое мелочное из наших чувств, которое иногда свидетельствует о тайной мелочности характера.
Раздраженный человек всегда ведет себя ниже собственных стандартов поведения. Стресс одни чувства притупляет, другие обостряет, раздражение обедняет все эмоции человека.
Еще одно соображение, которое объясняет, в частности, почему мы так снисходительно относимся к этому состоянию: «Раздражение похоже на гнев, но это почти всегда гнев неправедный. И в других человеческих чувствах бывает мало здравого смысла, и ярость бывает слепой, и любовь — глупой; чувства и здравый смысл лежат в разных, лишь иногда пересекающихся плоскостях.
Но раздраженный человек всегда чувствует себя правым, вот в чем беда. Раздражительность — болезнь людей, всегда и во всем правых».
Главное же, может быть, в том, что если избежать стресса волевым усилием нельзя или очень трудно, то раздражение — вовсе не обязательное состояние. Оно — следствие распущенности. Мы позволяем себе брезгливую интонацию или непреклонный тон.
Мы чувствуем себя безнаказанными. И напрасно. Как только ребенок вырастет, это раздражение будет перенято им как норма общения и обращено в первую очередь на нас. В общении с другими людьми, не сомневаюсь, произойдет то же самое, стоит только перемениться ситуации, которая поставит вас в более зависимое и слабое положение.