Недавнее заявление главы Минфина Силуанова о том, что экономика России выдержит и $30 за баррель и это не вызовет кризиса, является, конечно, абсурдом. Если до трех месяцев прожить в таком режиме, а дальше цены на нефть (и другое сырье) восстановятся до средних, то да – такой краткосрочный шок экономика выдержит. Со всем вытекающими побочными явлениями для потребителей – например, со взлетом доллара рублей до 75-80.
Но даже нынешние относительно средние цены на нефть в $50 за Brent (в коридоре $48-52) уже представляют проблему для экономики. Начнем с того, что наш сорт нефти Urals торгуется со скидкой в $1,5-2, и это уже означает для России нефть по $48. Доллар при такой долгосрочной цене наверняка будет где-то 67-69 рублей. Что означает девальвацию нашей валюты процентов на 6-8.
Известно, что на потребительском рынке доля импортных товаров составляет около 40%. В каких-то секторах меньше – например, в продовольствии. В каких-то больше – в фармацевтике, в потребительской электронике (почти 100% импорт), а автомобилях.
В целом это будет означать +2-2,5% к нынешнему уровню инфляции. Т.е. в итоге она подскочит до 4,5-5%. Последствие этого – мы можем забыть о снижении ключевой ставки ЦБ (которая в благоприятных условиях могла бы по итогам 2020-го упасть до 5,5%). Потребительские и производственные кредиты не только перестанут дешеветь, но снова подорожают.
Слабый рубль – это снова в путь в сокращение инвестиционной активности (где высокую долю занимает импорт оборудования), только-только начавшей расти на укрепившейся национальной валюте в конце 2019 года.
Кроме того, как мы видим уже сегодня, вслед за падением цены на нефть идут вниз и другие сырьевые рынки. Это газ, черные и цветные металлы, лес, удобрения, химпром. Это все тоже – существенная доля нашей экономики.
Далее по цепочке это затрагивает другие сектора промышленности: грузоперевозки, стройку (при падающих доходах населения), авиаперелеты, в целом – потребительский рынок и сферу услуг, и т.д.
Катастрофы, повторю, не случится. Но из нынешних пусть небольших, но плюсовых темпов роста (+1-2%) мы постепенно скатимся к темпам 0% или -0,5%. И это с учетом развернувшихся в полную силу в 2020-м нацпроектов, вклад которых в рост ВВП большинство экономистов оценивают как +0,5-0,6%.