Через всю нашу послевоенную историю до самой перестройки проходил абсолютный императив: 22 июня не должно повториться. И тройной запас прочности на случай, если следующий супостат попытается застать врасплох, обеспечивали десятилетиями.
Сейчас (с понятной поправкой на характер угрозы) этому подходу предстоит повториться: никто не обещал, что через год или пять по свету не пойдет гулять другая зараза. И готовность ее встречать с самых первых дней, планомерно и осмысленно, станет одним из ключевых государственных приоритетов на всю обозримую перспективу. Потому что это вопрос не только здравоохранения как такового, но и минимизации последствий для экономики и тем самым – общества в целом.
Этот приоритет имеет не только материальное измерение (вот что с ним разберутся, сомневаться не приходится – лишь бы с умом), но и организационное. Чтобы с первого же сигнала тревоги все причастные понимали свой маневр, включая особенно вопросы взаимодействия, как в любой ветке любого разумного сценария, так и по любой типовой команде. Чтобы этот маневр был отработан, как подъем по тревоге.
Это значит, что сценарии будущих пандемий и детальные планы действий по ним, от самого верха до отдельных районов и конкретных учреждений, надо будет писать, отрабатывать и упаковывать в красные пакеты. Что все выявляемые сейчас узкие места нормативной базы, особенно про полномочия на региональном и муниципальном уровне, порядок введения ограничительных мер разной категории тяжести и ответственность за их несоблюдение, надо ревизовать и пересматривать. И что осмысление всего негативного опыта именно организационного характера, которого сейчас куда больше, чем хотелось бы, надо начинать уже сейчас, как бы ни заедало текущее.