
За ХХ в. наша страна дважды распадалась, поэтому закрепление в Конституции тезиса о неделимости России полностью оправдано.
Конституцию 1993 г. писали американские консультанты с расчетом на беспрепятственный доступ транснациональных корпораций к российским углеводородным ресурсам. Нужно признать, что Россия болезненно прошла период интеграции в глобальное пространство, который еще не завершен. Впрочем, иначе и быть не могло. Запад отводил России место сырьевого придатка. Конечно, Россия так и не слезла с углеводородной иглы, но осталась центром силы.
Принципиально поправки в Конституцию не изменят в одночасье роль России в мировом разделении труда. Положение о приоритете международного права над государственным в России при Владимире Путине итак соблюдается очень избирательно. И это, учитывая антироссийский настрой западных элит, правильно.
Сейчас в стране создаются предпосылки политической системы нового типа. Президент будет наделен функциями Самодержца (Автократа), и это создает не только возможности, но и риски.
В. Путин не вечен, нужен институциональный механизм передачи власти преемнику. Глупы те, кто вопят на каждому углу о «вечном Путине». Смысл поправок в расширении полномочий президента, который в дальнейшем определит, сколько ему находиться у власти и как осуществлять транзит.
США будут делать ставку на смену режима именно в период транзита (который рано или поздно случится). Тогда система будет наиболее уязвимой. Для того, чтобы автократия была системной, В. Путину на основе новой Конституции нужно выстроить четкие и регулярные правила игры элит. Без них изменения в Конституцию будут лишь фасадом для внутриэлитного «рыскания глазами» в поисках преемника. Посмотрим, как распорядится новыми возможностями президент.