Ещё в 2016 году на XVII Апрельской конференции ВШЭ два очень высоких в иерархии системного либерализма человека – ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и бывший министр экономики Евгений Ясин – в совместном большом докладе обрисовали будущее России на 10 лет вперёд. Многое из их прогноза уже сбылось (отсюда вероятность – что многое из предсказанного ими ещё сбудется). Некоторые важные выдержки из их большой работы.
- В самом начале констатация факта: «То, что происходит в России, начиная с 2012-2013 гг. – это не циклический кризис и не «кризис изгоя». Это начало перехода экономики на новые рельсы – развитие в условиях без постоянно возрастающего притока нефтегазовой ренты».
- «В России пока есть резервы, использование которых позволяет «жить по-прежнему», следуя старым институтам. Мы можем предсказать 10 лет стагнации» (т.е. как минимум до 2024 года, вероятной смены президента РФ).
- Прекращение регулярной подпитки крупного несырьевого бизнеса (нефтегазовыми деньгами) приведёт к «замерзанию» соответствующих отраслей – в первую очередь, инфраструктурного строительства и машиностроения. Сокращение финансирования социальных программ (на 30% в реальном выражении) – к снижению потребительского спроса (это, например, приведёт к «замерзанию» ритейла).
«В этих условиях важно, когда и на основе каких сигналов основные игроки поймут, что старые институты больше не могут работать», - пишут они. По их мнению, то, что Кремль и первые лица страны поняли, что «старая жизнь» закончилась, будут такие действия – переход к новой конфигурации в России:
- Снижение инфляции (точно - до однозначных значений). Более доступный кредит – это реальный сигнал для бизнеса, в первую очередь несырьевого, работающего в России со средней рентабельностью 6-10% (мы это уже видим – для ЦБ главным приоритетом стало недопущение уровня инфляции выше 4%)
- Серьёзное ухудшение условий для вывода российским бизнесом активов из страны. Глобальная атака СМИ и правительств на оффшорные счета – один из сигналов (пока видим только «пристрелку» по этой цели).
- Модификация судебной системы и её взаимодействия с прокуратурой и органами следствия (пока только видим, что Генпрокуратура пытается увеличить себе полномочия; судебной и следственной реформы нет)
- На региональном уровне - отказ от «принудительной благотворительности» для теряющего доходность бизнеса – на церкви, спорт, культуру и т.п. (пока этого не видим)
- Учитывая неформальный характер институтов, сложившихся в этих системах, можно ожидать, что переход к новому состоянию займет не менее 7-10 лет. Для бизнеса психологическим сигналом станет 2-3 летняя практика, когда значительная часть случаев противостояния государства и бизнеса станет разрешаться в пользу бизнеса.
- Повышение пенсионного возраста (принято в 2018 году).
- Повышение налогов на потребление вместо введения прогрессивной шкалы, чтобы не ожесточать высшие классы (проищошло – повышение НДС в 2018-м с 18 до 20%).
- Не допустить объединения «протеста клиентов» с «протестом профессионалов» - врачей, медсестёр, учителей и т.д. Повышение зарплаты бюджетников. Это поможет предотвратить консолидацию протеста в 2018-2020 годах, который в противном случае размоет базу социально-политической поддержки действующей власти (повышение начато).
- Сокращение расходов на оборону (начато, каждый год идёт снижение на 0,1-0,3% ВВП).
Этот инерционный сценарий на 10 лет (напомню, эта программа писалась весной 2016 года) сможет подготовить Систему к дальнейшим более радикальным реформам (каким, Кузьминов и Ясин пока умолчали).