Вообще главный итог единого дня голосования 8 сентября 2019 года в том, что плохая эта идея – единый день голосования. Вот когда власть в «едином блоке коммунистов и беспартийных» (с метафорами из СССР теперь тоже надо аккуратней) паровым катком давит всё что движется и получает разом и простое, и конституционное, и тотальное большинство – в этот момент единый день очень удобен для пропагандистского триумфа волеизъявления. В ситуации же перманентного кризиса управления и постоянного кризиса доверия подобный повод для единовременной и повсеместной консолидации оппозиционных сил имеет полное основания стать точкой невозврата разбалансированной системы.
Важно отметить, что максимально «вложившись» на стадии недопуска (здесь речь прежде всего о выборах в МГД) власть была вынуждена отказаться от своего главного оружия в прошлом – «администрирования голосования». Под этим термином мы подразумеваем весь спектр приемов, от вбросов и каруселей до похищения и переписывания протоколов. Победа «по-честному» далась нелегко и весьма вероятно, что число сторонников жесткой линии по отношению к оппозиции в силовых структурах только увеличится. Проблема в том, что на оправдание жесткой линии пряников почти не осталось, так что итогом оргвыводов станет прежде всего раздача кнутов.
Причем кнуты достанутся как оппозиции, так и самой системе. В том числе многочисленной братии мамкиных телеграм-политтехнологов, прямо сейчас, по Черчиллю, объясняющих почему УГ (умное голосование) проиграло, победив «всего» в 20 округах из 45. Ведь пока лучшие перья сладострастно добивали и так уже недопущенных кандидатов, выяснилось, что в Москве есть третьи силы, которые (возможно) не читают телеграм, но зато прикрасно слажены и консолидированы. «Черные лебеди», которых не берут в расчет, когда «всё хорошо, прекрасная маркиза Стебенкова». И которые так разрушительно встают на крыло, когда всё летит под откос.