Все же предложение главы ВТБ Андрея Костина о том, что малоимущих граждан
следует освободить от НДФЛ, высказанное на Московском финансовом форуме, выглядит удивительно. Это продолжение истории с обсуждением мер по борьбе с бедностью, в которой на днях отметился тот же Топилин со словами о необходимости адресной поддержки, и об этом же говорил Медведев. Проблема бедности остается одной из основных целей майского указа, а как ее сократить вдвое никто не знает. Топилин, например, открыто говорит, что поиск механизма, который бы работал и был эффективен, все еще продолжается.
Но интересно совсем другое. Снижение налогового бремени – это отличный инструмент стимулирования потребительской активности, расходов и может обеспечить поддержку экономики. Если речь идет только о беднейшей части населения, то для экономики эффект будет небольшим, но это все равно стало бы прорывом, ведь власти планомерно зажимали потребительский спрос в последние годы, вообще не заботясь о его стимулировании. То есть предложение Костина полностью противоречит нынешней экономической политике. Более того, отмена НДФЛ в зависимости от уровня дохода – это уже похоже на первый шаг для введения прогрессивной шкалы налогообложения, а этот вопрос некоторое время вообще закрыли. В целом, голоса, которые твердили о необходимости смягчения фискальной политики, вчера звучали громче обычного, и это радует. Возможно, что в ближайшие пару лет нас все же ждут небольшие подвижки в этом направлении. К этому моменту как раз будет ясно, что национальные проекты не дают ожидаемого эффекта, а госрасходы и госинвестиции сами по себе не спасают экономику, о чем вчера
говорили Кудрин и Набиуллина. Силуанова с его призывом пожить в некой стабильности и заявлениями о том, что налоговые льготы – это слишком высокие риски, даже не хочется воспринимать серьезно. Поддержка самых уязвимых групп населения – это риски, а льготы Сечину, Худанайтову, Миллеру и остальным, видимо, никаких рисков не несут.
К сожалению, это всего лишь дискуссия в рамках форума, она пока ни к чему не приведет, но может быть мы видим самое начало изменений к лучшему?