Кто не верит в Ковид?
Исследование на эту тему провела научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС Анна Корзюк («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», №2, 2021).
Она опрашивала ковид-диссидентов (тех, кто совсем не верит в существование коронавируса) и ковид-скептиков (людей, считающих, что вирус есть, но его опасность преувеличена).
Для начала общие данные по России: «доля россиян, считающих пандемию выдумкой заинтересованных лиц, составляет от 38% до 43,4%».
Россияне, полностью лишившиеся дохода из-за карантинных мер, гораздо более склонны считать эпидемию выдумкой заинтересованных лиц, чем те, чьи доходы не пострадали. Ковид-диссиденты чаще характеризуют своё материальное положение как плохое и очень плохое, чем респонденты в целом (45% против 34%).
Второе объяснение связано с недоверием к государственным институтам и официальной информации. Восприятие пандемии как мистификации коррелирует с недоверием к правительству и другим государственным институтам. Также они показывают, что ковид-диссиденты не доверяют традиционным СМИ. Точно такие же данные были получены по Британии и США.
Далее основные выводы исследования, основанные на интервью с ковид-диссидентами:
- Радикальные КД считают, что «бенефициарами «паники вокруг коронавируса» выступает «мировая закулиса».
- Цели организаторов «паники» вокруг коронавируса радикальным диссидентам тоже ясны: в большинстве случаев это установление тотального контроля над населением, и иногда - его частичное уничтожение.
- Цель введения дистанционного обучения «радикальный» диссидент может видеть в том, чтобы «сделать людей ещё глупее, чем они уже стали», и тем самым облегчить управление ими.
- Правительство под предлогом коронавируса делает ограничения, чтобы посмотреть, до какого уровня мы позволим себя контролировать, после какой грани мы начнём срываться, начнём забастовки устраивать или ещё что-то… Они сейчас прощупывают почву, где эта грань, которую можно пересечь.
- Все они убеждены, что информации, поступающей от официальных источников и «больших» СМИ, доверять не следует.
- Единственным способом эмпирической проверки официальных чисел становится выяснение того, сколько людей заболело и умерло от коронавируса в кругу лично знакомых респонденту людей. Часто именно эти собственноручно собранные данные окончательно убеждают человека в том, что масштабы эпидемии преувеличены.
- Радикальных ковид-диссидентов беспокоят вопросы их собственной автономности и агентности. Ещё до пандемии коронавируса некоторые из них задумывались о своей уязвимости перед лицом государства, стремились дистанцироваться от его институтов и приобрести «самодельную агентность». Когда началась пандемия, они решили бороться за свою агентность - не поддаваться страху перед коронавирусом и не признавать монополию официальных институтов на медицинское знание.
- Почти все они уверены, что со времени разрушения СССР всё в стране постоянно деградирует.
- Сочетание «паники агентности» с уверенностью, что мир неуклонно деградирует, делает радикальных диссидентов особенно чувствительными к ограничениям свобод, принесённым пандемией. А поскольку в оценке будущего «радикалы» руководствуются логикой прогрессирующего упадка, то они ожидают, что за сегодняшними ограничениями свобод последуют другие, ещё более серьёзные.