Конституционный суд РФ выразил позицию о праве коренных народов на охоту
Представитель саамов, одного из коренных малочисленных народов Севера (КМНС), обратился в Министерство природы Мурманской области с просьбой разрешить ему охоту в целях ведения традиционного образа жизни, но получил отказ. Суды, в которых представитель саамов пытался оспорить эти решения, указывали, что мужчина работает, получает стабильный доход, живет в квартире в городе Оленегорске, который не относится к территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов, а одна лишь принадлежность к саамам не может служить основанием для предоставления ему права на охоту на особых условиях.
Суды также не признали, что мужчина ведет традиционный образ жизни, хотя он собирает дикоросы и изготовляет культовые и хозяйственные предметы, сувениры, а также строит национальные жилища.
Позиция Конституционного суда такова. Жизнь вне мест традиционного проживания и деятельности не свидетельствует о том, что представитель автохтонного народа утратил данный статус или прервал связь со своим народом и культурой.
В КС РФ считают, что необходимо соблюдать интересы населения, для которого охота не может рассматриваться исключительно как средство добычи пищи и основа существования, а должна также пониматься как гарантия сохранения самобытности и культуры КМНС.
Конституционный суд решил, что законодательной власти следует уточнить правовые нормы или как это звучит официально: "надлежит уточнить основы реализации права на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления хозяйственной деятельности представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Обязательным элементом должен быть механизм, позволяющий учесть мнение представителей общин".
Дело представителя саамов посчитали подлежащем пересмотру.