Как заставить человека трудиться, когда отменено рабство? Да ещё и эффективно? Правильно, дать ему кредит.
Терять не страшно, когда ничего нет. А вот, вкусив благ, пусть и взаймы, расставаться с ними уже не захочется. Отказ в работе для американца в недалёком прошлом – настоящая катастрофа и не потому, что умер бы с голода, а потому что рушился целый мир, к которому он привык. Можно жить без ноги, но не без кредитной истории – это как изощрённая амнезия. Стирающая не всё подряд, а только самое хорошее.
Кредитная мотивация – отличный поршень для количественного и качественного рывка. Помножить на веру в Великую американскую мечту (как когда-то наши люди верили в возможность коммунизма) и получится мощная, созидательная сила. Но всё имеет срок годности: «Мечтаю зарабатывать миллионы долларов, как и мой папа! — Он столько зарабатывает? — Нет, он тоже мечтает...»
Кто не слышал: «Эмигранты построили Америку!» Верно, но они же её и угробят. Сводить разные поколения американцев к общему знаменателю «трудолюбия» то же самое, что ассоциировать «советский народ» и «российский». Очень уж отличаются побудительные мотивы: те эмигранты ехали «хорошо работать», эти – «хорошо жить». А корабль, каким бы устойчивым он не был, нельзя нагружать до бесконечности.