Прекрасный актер ушел – Жан-Поль Бельмондо. Зумеры, наверное, не вспомнят, да им и не надо, но на рубеже 80-90х фильмы с его участием были главными хитами советского еще телевидения, потом гремели по видеосалонам. Все знали эту четверку: Ришар-Депардье-Делон-Бельмондо.
Обычно в таких случаях говорят: «эпоха закончилась». Но это пошлость – эпоха то давно закончилась, а Бельмондо – солдат, жонглер, боксер, трюкач, сам исполнявший трюки – жил счастливо и спокойно, перед уходом на пенсию оставив после себя огромный шлейф киноработ.
Все вспоминают «Профессионала», любимейший фильм советских еще людей, про смелого парня, которого уничтожает создавшая его система. Но звездой Бельмондо сделал один из его самых первых
фильмов «На последнем издыхании». Это классика новой французской волны, возглавляющая всевозможные списки главных фильмов двадцатого столетия.
Фильм серьезный, про молодежный бунт и духоту буржуазного общества из которого пытается вырваться молодой бандит Пуанкар. Но образ улыбчивого хулигана, стрелка, любителя женщин и авантюриста оказался для Бельмондо вечным. Он пронес его через десятки картин, кулаком и смехом пробивая путь сквозь ряды киношных злодеев к зрительским сердцам.
В «Дыхании» много дерзких по тем временам моментов, много жестокости и молодой ярости – сцена, где Бельмондо навел оружие на солнце потрясла Тарковского и оскорбила Данелию. Из фильма черпали вдохновение десятки самых известных режиссеров и даже «Бешеные псы» Тарантино, в конечном счете, родом оттуда. Правда, Тарантино был фанатом уже американского ремейка, в котором играл Ричард Гир.
Бельмондо был французом до мозга и костей и несмотря на отдельные эксперименты, так и остался исключительно национальным феноменом. Он не стал по-настоящему мировой звездой но был любим на Родине и в России, особенно старшим поколением.
Россию он посещал редко, раз в 20 лет, но метко. С трудом нашел любительскую запись его творческого вечера в Петербурге. Встреча состоялась в марте 2013 года.
Хотелось бы найти лучшее качество, но и ее хватает, чтобы убедиться в огромной народной любви к артисту. Встречают и провожают его стоячими овациями, смеются каждой шутке и громко аплодируют каждому ответу.
Ответы, по большой части короткие, но дающие исчерпывающее представление об ушедшем артисте. Вот, к примеру, ответ и на вопрос собирается ли получать российское гражданство. «Я был бы очень рад, но я слишком люблю Францию», – с улыбкой
ответил Бельмондо.
Реб Йесод