Госсовет Татарстана реактуализировал в повестке вопрос взаимоотношений между центром и регионами. Поводом стал отказ поддержать законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, подразумевающий среди прочего переименование должности президента республики. Татарстан остался последним регионом, где сохранился свой «президент» (например, на Северном Кавказе смена названия произошла еще в 2010-м, а последний раз - в Башкортостане в 2015-м году). Нелишнем будет поставить вопрос, что скрывается за этим демаршем и почему татарстанские элиты держатся за этот, казалось бы, исключительно символический статус?
Если говорить о смысловом подтексте, то должность «президента» отсылает к периоду начала 90-х, когда, пользуясь ослаблением вертикали власти, республика проглотила столько суверенитета, сколько могла. Тогда первый руководитель Татарстана Минтимер Шаймиев вел долгие переговоры с Борисом Ельциным за подписание договора о принципах устройства государства. В ход шли все методы: от угроз ввести собственную валюту до саботажа на местах выборов в Госдуму и референдума по Конституции 1993 года. Договор от 1994 года, дал Татарстану особый статус региона, «объединившегося» с Россией. Республика получила не просто право формировать бюджет, распоряжаться природными ресурсами, но нечто большее - собственную государственную идентичность в самом сердце РФ.
Однако инициированный Владимиром Путиным курс на укрепление вертикали власти позволил обезвредить «мину замедленного действия», которой, по его словам, было несоответствие федеральных и местных законов. Заключенный на 10 лет новый договор от 2007 года, вернул центру все спорные полномочия, но оставил Татарстану возможность нефтяных маневров и право определять языковую политику. С этого момента стало неправильно говорить, что Татарстан имеет какую-то особую форму государственности. Точно так же дискуссии вокруг названия главы Татарстана перестали иметь федеративное значение и перешли в плоскость внутриполитических инструментов - заигрывания и охлаждения националистических настроений внутри республики.
Процесс унификации названий глав регионов неизбежен, так как это соответствует процессу централизации. В Татарстане это прекрасно знают, поэтому вряд ли именно это является причиной реального недовольства. По словам депутата Госсовета Татарстана Альберта Хабибуллина, федеральный центр получит право контролировать процесс формирования органов власти в сфере ЖКХ, образования, здравоохранения и т.д. То есть речь идет о борьбе Татарстана за аппаратные и кадровые полномочия. Подтверждает это и волнение в среде чиновников «тюменской матрешки», где считают, что законопроект нивелирует действие договоров о внутреннем взаимодействии.
Законопроект «Клишаса -Крашенинникова» будет рассмотрен в первом чтении на заседании 9 ноября - у регионов еще есть возможность повлиять на его содержание.