Переданные США 15 декабря проекты документов призваны, ни много ни мало, исправить фундаментальный порок всей европейской/евроатлантической политики последних 30 лет, который сводится к тому, что под холодной войной не была коллективно подведена черта — в форме условий наступившего мира, или миропорядка. Именно отсюда все наши, мягко говоря, недоразумения с Западом.
Речь не столько об Украине, сколько, как замечает А. Яковенко в своей колонке в «Коммерсанте», о ее территории, которая может стать частью потенциала враждебного нам военно-политического и, как нам часто заявляют, ядерного альянса, но, прежде всего, самих США, которые рассматривают страны НАТО как свою стратегическую территорию для передового базирования ударных средств в непосредственной близости от границ России. В своё время такая попытка привела к Карибскому кризису: тогда обе стороны разменяли вывод своих ракет с территории Кубы и Турции. О каких разменах может идти речь сейчас? Не лучше ли вернуться к исходной точке такого конфронтационного развития — к моменту заключения между Россией и НАТО Основополагающего акта в 1997 году?
Украинский вопрос за период после Бухарестского саммита НАТО в апреле 2008 г. претерпел головокружительную эволюцию. По ходу менялась западная концепция украинского проекта: от витрины западной демократии как средства воздействия на российский электорат до военного освоения украинской территории в целях создания нам неприемлемой по всем меркам банальной военной угрозы. Соответственно предполагалось использовать и проект газопровода Северный поток-2 — как средство сдерживания «российской агрессии». Создавалась ситуация, когда Россия так или иначе оказывалась «на крючке» Украинского кризиса.
Наши предложения по дипломатическому урегулированию всего комплекса отношений с США и НАТО меняют положение на 180 градусов и, что называется, «переворачивают стол», давая нам стратегическое и тактическое преимущество. Отвергая навязываемые нам правила игры, мы навязываем партнерам свои, к чему партнеры явно не были готовы.
Одновременно проблема Украины «теряется» в более широкой, геополитической постановке вопроса. Борьба за Украину превращается в то, чем она изначально являлась, — битвой за контроль над ее территорией.
Александр Крамаренко о значении российских предложений США и НАТО по гарантиям безопасности.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ultimatum-protiv-ultimatuma-novye-pravila-igry/