В общем, на данный момент расклад такой. Реального объединения с РБ не будет.
Группа влияния, выступавшая за транзит 2024 через построение с РБ единого государства, проиграла после «грязной нефти», которую устроили лоббисты Лукашенко.
Несмотря на явно возросшую угрозу от пребывания Лукашенко у власти, был выбран другой вариант транзита.
Вместо эксклюзивного объединительного трека в рамках общерусской цивилизации, союз с РБ стал «бенчмарком интеграции на всём постсоветском пространстве»:
I уровень это ЕАЭС (сейчас решается вопрос о вступлении туда Узбекистана и, вероятно, Таджикистана и Молдавии уже как полноправных членов, в дальнейшем будет прорабатываться вопрос вступления Азербайджана, Монголии, Сирии)
II уровень интеграции это модель союзного государства. Отработка направления с Беларусью, затем формирование магистрального тренда. Насколько я понимаю, далее на очереди Казахстан.
III уровень, собственно, единое государство, которое отодвинуто на дальнюю и туманную перспективу. Пока что этот уровень не определен концептуально. Изначальный план был выйти с РБ на этот уровень к 2024.
Это означает распыление усилий России. Вместо включения в состав нескольких русских регионов, получится поверхностная интеграция с разномастными государствами, порой сомнительной (или даже отрицательной) степени полезности.
Перевод Беларуси на данный трек неизбежно приводит к её дерусификации. Требования к «русскости» в данной схеме интеграции снижены. В Казахстане русский это «официальный» язык, который активно вытесняется в пользу казахского на латинице. В рамках такой интеграции, это станет приемлемым действием для всех царьков, включая Лукашенко.
Главный подтекст такого решения: «белорусы это не русские, они имеют такое же отношение к русским и русскому языку, как азиаты или закавказцы». Это и было целью Лукашенко.
Также в рамках такой интеграции снижены требования к политической лояльности, военному контролю и к уровню единства в целом. Это продолжение эпопеи с ЕАЭС, когда перевод Беларуси на евразийский трек снизил её обязательства в рамках интеграции и запустил белорусизацию.
Беларусь поставили на первое место, но всё-таки в очередь к казахам, армянам, таджикам и даже к монголам с сирийцами.
Это стало возможным благодаря усилиям социал-конфедератов, которые видят будущее России не в ослаблении регионализма и возвращении русских земель (унификация), а в построении очередного союза государств (дробление, которое будет распространено на саму РФ).
Беларусь продолжает бороться с русским языком, вводить латинку, униатство и политически интегрироваться с Западом. Жёсткие требования к РБ отодвинуты в прекрасное далёко.
На этом фоне социал-конфедератам нужно продемонстрировать успехи и что РБ не уходит. Для этого будут созданы Союзный парламент и Союзное правительство, которые будут (i) состоять из профессиональных белорусов и евразийцев и (ii) не будут принципиально отличаться от нынешних Парламентского собрания СГ и Посткома СГ — отсутствие реальных полномочий, нулевая полезность для России, игра за Лукашенко и РБ.
С учётом стремительного развития негативных процессов в РБ (национализация, дерусификация), отсутствия жёстких требований и мер принуждения — громкий уход РБ на Запад по украинскому сценарию становится неизбежным.
Вместо принуждения к объединению, лоббисты Лукашенко убедили руководство России попытаться решить проблему дерусификации РБ активизацией российской мягкой силы. С учётом слияния белорусского государства, западной сети и националистов, это всё равно, что стрелять из пистолета по танку.
Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними. Распыление усилий, отсутствие унификации, игнорирование русскости — принятая интеграционная стратегия больна всеми недугами СССР. А вот такого количества ресурсов, экономической и военно-политической мощи у России уже нет.
Руководству России не помешало бы вспомнить русские пословицы про двух зайцев и синицу в руках.