Alex
Оно вполне так же относится и к кареткам рельс. Если у тебя тот же директ на длинном рычаге - то нагрузки будут так же направлены не в оптимальном направлении.
Оно будет работать как рычаг, вон те же дешёвые сапфиры этим страдают - на них рельса на Х заканчивается гораздо раньше рельс на У. Оно конечно потому что рельсы у них говно, но все ж говно то там скорое всего одинаковое по осям ставят.
никак оно не соотносится, в том режиме, что вы описали, при нагрузке перпендикулярно каретке, каретки как раз таки работают "на полную". это их основной режим работы и они держат в таком режиме максимальную нагрузку. в то время как перпендикулярная нагрузка для каретки на колесах - это самый нежелательный режим работы, так как в этом случае "покрышка" работает на сдвиг. и они вообще не должны работать в таком режиме.