
Если опустить все детали и нюансы, фильм примечателен одним. Это - попытка телевизионных продюсеров и авторов Comedy Club и «Наша Russia» (я, как и вы, толком не знаю, чем они различаются) завоевать аудиторию, безвозвратно выключившую телевизор. Аудиторию во многом премиальную, больше других интересную рекламодателям – средний класс, молодежь, жителей миллионников с образовательным цензом.
Большинство из них не верит, что в телевизоре может быть что-то путное, и с отвращением (не всегда обоснованным) относится к понятием «русский сериал» и «русское кино». Вот на них-то и расставлена ловушка.
Под маской интернет-сериала снят весьма обстоятельный и дорогущий фильм. Но это вы обнаружите не сразу – сначала обратите внимание на графику, потом на музыку, а под конец даже батальные сцены на зависть блокбастерам.
А дальше каждый начнет видеть что-то свое, как в пятнах Роршаха. Политизированный зритель – почти запрещенный жанр политического сериала. Непритязательный плебей – шутки ниже пояса. Взыскательный интеллектуал – множество киноцитат вплоть до «Андрея Рублева». Интернет-юзер – качественное владение авторами основных скреп ютуба вроде ролика про безвозвратно утраченные полимеры. Любитель римейков – что куда круче переснимать не фильм в целом, а отдельных персонажей (прежде всего новогоднего Ипполита). Ценитель – гениальное предсказание творцами образов Боширова и второго-забыл-фамилию из Солсбери. Ищущий – шутки на грани политического фола на все темы включая вторую мировую войну (полицай уверяет партизана, что его потомки будут ездить на немецких машинах и пить немецкое пиво), импортозамещение «Все у америкосов украли – только мозги забыли»), Путина
(«Путин любит информированных людей. Если он что-то спросит – ты должен что-то ответить») и религию (чего стоят метания героини второго плана между лояльностью к церкви и страстью к Льву Лещенко). Подозрительный – желание кровавого режима реабилитировать ФСБ и коррупцию и отвлечь продвинутые массы от политической борьбы. И все это без дурацкой фальшивой политкорректности. Без пренебрежения к провинции. Без вечных компромиссов с самоцензурой. Зато с представлением о России как месте весьма симпатичном – и при этом прОклятом не меньше АвтоВАЗа.
Серии, конечно, неприлично длинные (10 штук по 70 минут) – но авторы попробовали вложить в каждую из них фишки, способные удержать внимание – то Навального всуе упомянут, то устроят битву Сунь Цзы с пенсионеркой в коммуналке. Добавим к этому постоянную динамику и (когда, казалось бы, это вовсе невозможно) – вполне пристойную концовку, одновременно лишенная чернушности и ненужной романтики.
Плюс музыка и очевидное получение актерами удовольствия от процесса. В «Домашнем аресте» обнаруживаешь целое созвездие актерского поколения, которое вы (и мы) едва не пропустили, выключив телевизор и принципиально игнорируя русские фильмы.
А власти скрывают…