Мощный и важный текст Мэтта Таибби — когдатошнего редактора трикстерского издания московских экспатов Exile, а в последние годы — вечного американского панка-резонера, который постоянно рассказывает всем вокруг, как они облажались. Мне далеко не всегда нравится то, что пишет Таибби; его нашумевший материал про Трампа, вышедший в феврале 2016 года, и вовсе был довольно возмутительным в своей презрительности. Но в этом тексте почти все по делу — да и написан он более хладнокровно, чем обычно; возможно, потому что фактура говорит сама за себя.
Предмет для разбирательств следующий: расследование американского спецпрокурора Мюллера закончено, и по всему видно, что никакого заговора между штабом Трампа и Кремлем он так и не нашел. Отталкиваясь от этого, Таибби устраивает заслуженную головомойку всей американской журналистике, которая последние два года собирала клики и подписки на бесконечных инсинуациях вокруг того, что в Белом доме засел российский шпион, — а параллельно неустанно сакрализовывала героических сотрудников спецслужб, которые этого шпиона пытаются вывести на чистую воду. Оттоптаться есть на чем — от сенсационных новостей, которые быстро опровергались, до общего риторического экстаза и того печального обстоятельства, что некоторые американцы так и не отличают Россию от СССР, — и Таибби, разумеется, ни в чем из этого себе не отказывает. Пафос и вывод вообще лихие: «Рашагейт» — такая же, а может, и более убийственная история для американских медиа, как сюжет 15-летней давности про наличие оружия массового поражения в Ираке, на которую все повелись (и известно, чем это закончилось).
Возможно, это перебор: все-таки война в Ираке — это сотни тысяч разрушенных жизней, а «Рашагейт» — главным образом множество полыхающих ягодиц. Ну и вообще, можно было бы закончить в том смысле, что сами разберутся; в конце концов, во многом для того и дан Трамп, чтобы разворошить подобные сюжеты и заставить их осознать. И наверное, в итоге и правда сами разберутся — хотя The New York Times уже публикует колонки в том смысле, что неважно, чего там Мюллер нарасследовал, мы-то знаем, что Трамп виновен (ссылка есть в тексте; глаза на лоб лезут, конечно). Проблема в том, что вся эта история будет иметь неприятные последствия в том числе и для нас. И с точки зрения общей репутации журналистики, которая не то чтобы нуждалась в ухудшении. И с точки зрения конкретно российской медиа-среды. Потому что теперь при любой попытке поговорить о профессиональных стандартах, манипуляциях, фейках и так далее условная (да и конкретная) Маргарита Симоньян сможет сказать — чего вы нам рассказываете, вот ваши нью-йорк таймсы заливали про «рашагейт», и ничего. И да, конечно, это будет вотэбаутизм и аргумент в режиме «а у вас негров линчуют». Неприятность в том, что линчевали-то взаправду.
https://taibbi.substack.com/p/russiagate-is-wmd-times-a-million