Мне сегодня приснилась
дважды судимая Алена Долецкая, поэтому я решила рассказать вам о мошенниках и убийцах, которые играют в приличных людей. Недавно прочитала в New Yorker
статью о прославленном семействе Саклеров.
Северное крыло Метрополитен-музея известно как крыло Саклеров. Сегодня носят их фамилию: галерея Саклеров в Вашингтоне, музей Саклеров в Гарварде, Центр искусствоведения в музее Гуггенхайма, крыло Саклеров в Лувре и др.
Детство троих братьев, евреев, бежавших с Галичины, прошло на Манхеттене. Они ещё не знали, что приехали в Америку, чтобы устроить ее народу настоящий холокост. Братья получили медицинское образование, опубликовали в общей сложности 150 научных работ. У всех троих был талант к предпринимательству.
В 1960-х Артур Саклер прославился рекламой «Валиума». Реклама гласила, что даже обычное волнение, которое испытывает студент-первокурсник, — повод для приема транквилизаторов. Другая кампания убеждала врачей прописывать «Валиум» даже людям без каких-либо психиатрических симптомов. К 1973-му американские врачи выписывали более 100 млн рецептов на транквилизаторы в год, огромное количество пациентов были зависимы от них.
В 1952 году братья купили компанию Purdue Frederick. Их «Оксиконтин» стал хитом продаж, принеся семье $35 миллиардов. Саклеры сопроводили выпуск препарата крупнейшей маркетинговой кампанией в отрасли. Надо было донести идею, что препарат следует назначать не только при острой краткосрочной боли, но и при артрите, болях в спине, спортивных травмах. Компания платила тысячам клиницистов за участие в медицинских конференциях и рассказы о чудесных возможностях препарата. Докторам предлагали оплаченные поездки на конференции, которые проходили на фешенебельных флоридских курортах.
С 1999 года 200 тысяч американцев умерли от передозировки, связанной с «Оксиконтином». Множество зависимых, для которых рецептурные болеутоляющие оказались слишком дорогими, перешли на героин. В наши дни 4 из 5 человек, пробующих героин в США, начинали именно с рецептурных болеутоляющих. 145 американцев ежедневно умирают от передозировки опиоидами. Стратегии мексиканских торговцев героином и торговых представителей Purdue похожи. Purdue уделяла особое внимание сообществам, в которых распространены бедность и недостаток образования, где люди часто получали производственные травмы и обращались к врачам. Выпуская на рынок «Оксиконтин», Purdue выдавала купоны на бесплатные препараты.
Продажи препарата вскоре побили рекорд «Виагры», а вместе с ним распространялась и зависимость. Проблемы множились, но публично отвечали за них другие: сами Саклеры всегда оставались в стороне. Даже когда Ричард Саклер возглавил Purdue, он никогда не появлялся на мероприятиях, где другие были вынуждены защищать компанию и продукт.
Сегодня Саклеры — одна из богатейших семей США. Их состояние больше чем у Рокфеллеров — $13 миллиардов. Щедро спонсируемые семьей учреждения культуры долгое время делали вид, что ничего не происходит. Но роль Саклеров в опиоидном кризисе стала слишком известной, чтобы и дальше игнорировать происхождение их денег. В мае Метрополитен-музей официально объявил, что больше не будет принимать пожертвования от членов семьи; ранее аналогичные заявления сделали музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, «Тейт» в Лондоне и Американский музей естественной истории.