О бакинских погромах 1905 года. Мне было интересно, в своё время, узнать об этом у кого-нибудь, кто помнил, ну, таких было немного, да и погромы 5 года слились в памяти горожан с погромами 18-го. В советское совершенно бетонное время говорить об этом никто не любил.
Впоследствии я искал документы об этом событии.
Итак, есть мнение, что погромы в Баку были отголосками армянских погромов в Османской империи, прошедших десятилетием ранее. Собственно, это бесспорно. Но как это могло произойти в Российской империи, где была полиция, пресса, где, в конце концов, у власти были не мусульмане, а православные - славянского и германского происхождения? В работах Сталина и Ленина, а также в статьях грузинских меньшевиков, армянские погромы в Баку объявлялись действием "самодержавия", то есть, правительства России.
Более того, это было признано точной копией политики Петербурга в отношении еврейского населения Западного края. "Погромная суть самодержавия выразилась в разжигании у русской черни ненависти к евреям, и у черни татарской - к армянам" - писал Чхеидзе.
Собственно, мы должны отредактировать этот фрагмент в соответствии с нынешними реалиями - вместо "русской" - украинской и белорусской, вместо "татарской" - азербайджанской.
Перед событиями 5 года монархическая пресса, например, тифлисский журнал "Кавказъ" - нещадно поливала армян, не выбирая выражений. Зная о системе цензуры, которая была устроена в империи давно и прочно, (например, из всех источников нещадно вымарывали словечко "ананас" - только потому, что c лёгкой руки составителей тронной речи Александра III туда пролезло неуклюжее выражение "а на нас Господь возложил", и это вызвало неиссякаемый поток насмешек у либеральной публики тех лет) можно с уверенностью предположить, что без согласования на самом верху это просто не могло произойти.
"Заносчивость и жестокость по отношению к слабейшим и рабское низкопоклонство перед сильными, наконец, удивительная, феноменальная способность к рекламе и ненасытное тщеславие — всё это черты еврейские, только у армян они еще грубее и интенсивнее" - писал, к примеру, Величко, графоман и известный черносотенец.
В результате мусульмане, которые были в подавляющем большинстве неграмотны, и получали информацию от мулл и небольшой прослойки, читавшей русские газеты, были убеждены, что русский царь согласен с тем, чтобы они проучили армян, которые на рубеже веков испытывали подъём, и действительно, наподобие евреев, активно осваивали бизнес, газеты, адвокатуру, медицину и т.д. Погром 5 года вспыхнул внезапно. Армянин-солдат, конвоировавший мусульманина-уголовника, застрелил его при попытке к бегству. Мусульмане, впрочем, тоже не готовились - в империи, на фоне бездарно проигранной, несмотря на в разы бОльшие ресурсы, войны, разразился хаос и паралич власти, и толпа организовалась стихийно, мне рассказывали, что после фетвы в мечети, которую произнёс мулла - турецкий агент. Армяне подавно не были готовы, и самообороны у них не было - они были уверены, что русская власть их защитит. Однако губернатор князь Накашидзе не предпринял никаких мер - очевидно, он как раз и желал наказать армян мусульманскими руками (Сталин назвал его позже "кровавым царским палачом" и "опричником самодержавия"). Среди погибших армян были купцы первой гильдии, почётные граждане и прочие представители высшей прослойки империи. Армянские нефтяные предприятия были сожжены полностью. В ответ из Тифлиса, руководством революционной, большевистского толка партии "Дашнакцутюн", были посланы мстители - все мусульманские нефтяные фонтаны были также уничтожены, остались лишь те, что принадлежали евреям и русским. Некоторые, наиболее известные погромщики были выслежены и застрелены, сам Накашидзе казнён - взорван бомбой героем армянского народа Дро Канаяном. После этого партия приобрела популярность среди армян в городе - поскольку никто больше не встал на их защиту. Нефтедобыча в городе (а значит - в России) была парализована на годы. Между армянами и мусульманами установилась ненависть, не изжитая и по сей день.