НеВротик риторически
спрашивает, какое значение сегодня имеет для нас падение Берлинской стены. И сам себе отвечает: «А никакого».
Э, нет, брат, постой.
Возведение Берлинской стены в августе 1961 года стало констатацией катастрофических экономических неудач Хрущева, квинтэссенцией которых стала денежная реформа, начавшаяся с января 1961 года. Реформа, из-за несогласия с которой заявление об уходе написал сталинский нарком финансов (впоследствии министр финансов СССР) Арсений Зверев. Похороненный уже при Брежневе, в пику Хрущу, на Новодевичьем.
Главной задачей правления Хруща было стереть любые напоминания о Сталине (знакомая традиция, не так ли?). Одними из таких напоминаний были сталинские деньги (портянки), выпущенные в 1947-м (автором той реформы был как раз Зверев, и он же настоял на отмене после войны карточек).
В 1960 году Хрущ начал подготовку к деноминации 10 к 1 и обмену на фантики, без каких-либо причин. По идее, пересчету должен был подвергнуться и обменный курс вместе с ценой на золото, но они уменьшились не в 10, а в 4,44 раза. Было 4 рубля за доллар, стало не 40, а 90 копеек. Как раз по просьбе восточногерманских товарищей, которым также пришлось бы уменьшить обменный курс к западногерманской марке в 10 раз, наши экономики были чрезвычайно плотно привязаны друг к другу. То есть за западные товары пришлось бы платить в 10 раз больше.
Хрущ пошёл им навстречу, но это не помогло - нищета социализма стала очевидной. Вот почему (в том числе, естественно) возникла идея сооружения Стены - чтобы немцы, строившие социализм, не почувствовали бы всю свою убогость.
Ещё одним побочным эффектом хрущевской денежной реформы стали резко снизившийся потребительский импорт в СССР, цены-то выросли, а главное - ставший выгодным экспорт нефти и газа.
Так что Берлинская стена имеет для нас значение как символ финансового волюнтаризма. Сегодня нечто похожее (в лайт-версии) называется дедолларизацией.
И последнее. Если бы не нефтяное безумие 1973-1985 годов, СССР рухнул бы гораздо раньше. А Горбачёв мог бы продлить его существование и даже попытаться вытянуть страну по китайскому сценарию, если бы с падением нефтяных цен девальвировал рубль. Но, видимо, социалистические сотоварищи тогда вновь смогли убедить Кремль.