"Лебединное озеро" на мотив "Беловежской пущи"
Первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой сообщил о достижении взаимных договоренностей по поставкам нефти. Белорусские НПЗ будут покупать нефть по договоренности с российскими нефтяными компаниями на условиях 2019 года.
Правда, Дмитрий Крутой сформулировал договоренности чуть иначе. В его интерпретации это звучит следующим образом: Белоруссия будет закупать нефть у России по ценам, которые устанавливаются на мировом рынке. Дескать, именно этого Лукашенко от Путина и добивался, а следовательно, Белоруссия победила.
Чушь, конечно, полная, а Дмитрий Крутой просто г-н соврамши. Лукашенко требовал продавать ему нефть не по мировым ценам, а без премии к цене беспошлинных поставок нефти, что означало дополнительную скидку к внутрироссийской цене. Проще говоря, Лукашенко хотел, что бы белорусским НПЗ нефть обходилась дешевле, чем российским. Со своей стороны Россия предлагала сохранить беспошлинный режим, который и без того обеспечивал Белоруссии скидку к мировой цене в 23%. Именно российское предложение было зафиксировано в достигнутом соглашении.
Риторика г-на соврамши рассчитана исключительно на внутреннего потребителя. Но это Бог с ним. Проблема не в риторике, а в том, что основной вопрос остался открытым, это вопрос интеграции России и Белоруссии. Батька все время, с момента подписания в 1999 году соглашения об интеграции, пользовался льготами беспошлинной торговли, но процесс объединения заморозил практически на нуле. Отделывался уверениями в дружбе братских народов. Именно об этом речь на встрече Путина и Лукашенко в Сочи речь и шла на закрытых переговорах. Теперь пути назад нет. Взаимные амбиции проявлены, требования предъявлены, карты на столе. Согласие по нефтяным ценам не окончательное , а временное решение. Отсрочка по решению ключевого вопроса.
Перед Белоруссией поставлен жёсткий выбор: либо политическая интеграция, либо условный "украинский сценарий". События на Украине начинались, если кто помнит, с подписания Киевом соглашения по евроинтеграции и ответного предупреждения Москвы, что в случае его подписания Россия вынуждена будет ликвидировать все льготы и преференции, которыми Украина пользовалась в рамках беспошлинной торговли.
Так что с заключением (временного) соглашения по нефтяным ценам ничего не заканчивается. Это лишь точка отсчета. Музыкальная пауза. Продление льготного экономического режима для Белоруссии без политической интеграции с Россией уже невозможно. Для Москвы это будет означать, как в случае с Украиной, и "пивом без водки", выбрасыванием денег на ветер.
Основной вопрос пока остаётся без ответа. Александр Григорьевич думает. Часы тикают. Звучит "Лебединое озеро"...