Глас народа в пустоту: к годовщине ничего не решившего судьбоносного референдума. #Сегодня_в_прошлом
29 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся
первый и последний советский референдум — как раз о судьбе советской страны.
Вышло нехорошо: и блин комом, и не в коня корм.
То есть народ-то проголосовал от души и как положено — за сохранение СССР и какую-нибудь его разумную трансформацию. А заодно кое-где и за суверенитеты союзных республик: например, за введение поста президента РСФСР.
Потом было принято ностальгически жалеть, что злые люди волей народа пренебрегли и Союз развалили. Сетовать на то, что в самой многоэтажной формулировке вопроса были заложены лазейки для разных трактовок.
Но беда была не в этом.
Беда была вот в чём.
Никакого вменяемого плана «трансформации СССР» у власти на самом деле не было. Его гражданам, соответственно, и не предлагали. Не было также политической воли «именем народа» пресечь стремительный распад страны и деградацию советской государственности.
Всего лишь через пять месяцев выяснилось, что даже самые честные и неравнодушные члены верховной власти СССР — беспомощны, безыдейны и глубоко безразличны советскому народу.
***
Полезный урок в преддверии ещё одного судьбоносного референдума: народное волеизъявление может стать опорой государственной стратегии и политической воли, но не может заменить их.
И есть надежда, что за 29 лет в этом уравнении случились качественные изменения.