Почти незамеченным прошло обращение рекламного рынка Казахстана в адрес президента
Касыма-Жомарта Токаева и правительства РК,
опубликованное на
подконтрольном Дариге Назарбаевой портале
«Zakon kz».
Учитывая, что рекламный рынок, как и крупнейшие медиа в Казахстане,
контролирует сама
Назарбаева, это обращение необходимо читать как непосредственно ее «запрос» на получение средств из государственной казны на поддержку контролируемой ей отрасли.
Несмотря на
целую команду имиджмейкеров и пиарщиков из ближнего зарубежья, работающих на то, чтобы
Назарбаева предстала в образе
мудрой и заботливой матери нации в столь трудный для страны экономический период, она не стесняется просить финансовой помощи государства - явно этот образ разрушая.
Слухмейкеры из ее ближайшего окружения говорят, что «обращение рекламщиков» планировалось, как «контролируемый слив», но
Дарига Назарбаева сама себя считает большим профессионалом в политтехнологиях и PR и, не считаясь с мнением консультантов, сама раздает «ценные указания». Дошло до того, что сегодня в среде пиар-специалистов стало стыдно признаваться, что они работают или когда-либо работали в команде дочери
Елбасы.
Обращающиеся к президенту и правительству:
Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация (ААСА), Ассоциация Рекламных Специалистов Казахстана (Арск) и
Национальная Медиа Ассоциация (НМА) - по сути, стопроцентные структуры
Дариги Назарбаевой, никак ранее себя не проявлявшие и существовавшие только на бумаге. Это львиная доля рекламного рынка Казахстана.
Дариге Назарбаевой принадлежит большинство рекламных агентств - в основном, в структуре
«DAS маркетинг», где объединено
около 30 рекламных агентств, причем часто конкурирующих между собой в мире франшиз.
ТНС Гэллап Медиа Азия ТОО также подконтрольно
Назарбаевой. Именно эта организация-измеритель определяет долю телесмотрения и рейтинги СМИ, а, соответственно, и стоимость рекламы в них.
Последние 20 лет медиасферу Казахстана сотрясали скандалы, связанные с организацией-измерителем, и если в вопросах телесмотрения был наведен относительный порядок, то в части «рейтингования» печатных и онлайн СМИ до сих пор царит абсолютная конъюнктура.
Таким образом,
Дарига Назарбаева практически полностью контролирует
казахстанские медиа, может через
ТНС Гэллап Медиа Азия ТОО влиять на «рейтинги» и через сеть связанных с ней рекламных ассоциаций и агентств продает рекламу - и обладает абсолютной властью на этом рынке, и еще требует для себя дополнительных преференций.