Вновь, если позволите, вернусь к теме экономической помощи России со стороны России — кажется, второй основной теме после самого вируса и его цифири.
Прежде всего: чем дальше, тем больше убежден в том, что помощь от статистики заражённых — а тем более умерших — едва ли зависит. А если и зависит, то уж точно не напрямую. Тем более, что пока — тьфу-тьфу-тьфу, тьфу-тьфу-тьфу — спасаемся. Да, несмотря на растущие цифры — пока спасаемся. Поэтому —
повторю — #сидимдома, #моемруки, #ждемответногогудка.
А от чего же зависит помощь тем, кто сегодня закрыт и завтра может не открыться вовсе?
А зависит это от того, какую именно заготовку — и когда именно — вытащит один знакомый нам всем человек.
Про человека вы и так все поняли. Так что ключевое слово — "заготовка". То, что висит на стене в первом акте, а стреляет в пятом. Или то, что стоит за кулисами ещё с момента сдачи театра в эксплуатацию — и вполне возможно, что не стреляет никогда. Но все равно стоит.
Говоря о заготовках, наши либеральные друзья обычно любят вспоминать про отмену губернаторских выборов после теракта в Беслане. Было, да — давно, но было. Хотя где террор, а где губеры. Но некоторое время прожили без выборов региональных глав.
А потом выборы вернули. На этот раз — и без особого шума, и без явного повода. Ещё одна заготовка, где неожиданность — как раз в отсутствии повода.
Хотя зачем ходить так далеко, когда в конце марта — и как раз в связи с ковидлой — на стол было выложено сразу три заготовки. Про снижение соцвыплат для малышей и среднего бизнеса — в два раза. Про повышение налога на вывод денег за рубеж — с двух до пятнадцати процентов. И про 13 процентов с купонного дохода по вкладам более миллиона рэ.
За последнее уцепились все, как Тузик за грелку. Хотя две первые заготовки куда более революционны. Но общего принципа никто не отменял: висели / стояли давно, никому не мешали, а когда показались необходимыми одному доброму человеку — выстрелили. Под борьбу с последствиями ковидлы. А могли бы под что-то другое. Или — просто провисеть на виду либо простоять за сценой.
Теперь про помощь и ее возможные источники. Нет, это не бюджет. Это точно не бюджет в его нынешнем виде. А что тогда?
Заготовка под названием "заплати за девяностые и живи спокойно" — вполне очевидна. Равно как и круг лиц, за чей счёт возможен этот банкет — окончательно узаконивающий итоги приватизации 1990-х и потому очень и очень дорогостоящий.
Фокус в том, что использовать заготовку "приватизация крупным бизнесом убытков МСБ" можно только один раз. Потому что тезис "хапнули в девяностые, зато спасли в двадцатые" — или какие-либо ещё — дважды не стреляет. Нагрешили — расплатились. Раз и навсегда. Покорнейше просим более не беспокоить.
Вот и думайте, когда это делать: сейчас? Или потом, по более драматическому для экономики поводу? Или вообще никогда?
Потому что человек по имени Владимир Путин думает ровно об этом же. Время от времени. Как над любой своей заготовкой. Точно вам говорю.
Побудьте и вы немножко Путиным. Подумайте вместе с ним. Это всегда полезно, а сейчас — в особенности.