Проблему закредитованности предприятий ОПК активно обсуждают с прошлого года (общие долги отрасли превышали 2 трлн). В марте вице-премьер Борисов
сообщил, что проблемная задолженность на 750 млрд рублей будет списана и реструктурирована. Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации - в числе основных должников.
Несмотря на пандемию правительство утвердило программы финансового оздоровления:
• ОСК - 68 млрд наиболее проблемных и старых долгов из общей суммы 151,9 млрд рублей будут частично погашены, частично реструктурированы: 30 и 38 млрд соответственно.
• ОАК - проблемную задолженность в 400 млрд рублей погасят за счет докапитализации и реструктурируют на 15 лет. Конкретные параметры не озвучены. Ранее называлась ставка 3%.
Кроме того, в течение 5 лет должны быть оптимизированы корпоративная структура и научно-конструкторский блок ОАК, экономический эффект оценивается в 300 млрд рублей. Реализация непрофильных активов должна принести 17 млрд рублей.
Докапитализацию возьмет на себя бюджет, реструктуризацию - отраслевой для "оборонки" Промсвязьбанк.
Работа с "плохими" долгами, образовавшимися много лет назад и порой при других собственниках, - мера давно назревшая. Только ОАК ежегодно платила по ним более 30 млрд рублей процентов, что приводило к дефициту собственных средств, недофинансированию инвестпрограммы и пр.
Однако без повышения рентабельности проблему судо- и авиастроения системно не решить. Требуемый уровень - не менее 10%, сейчас - 3-5%.