Новости о поддержке малого бизнеса в последнее время просто сыплются одна за другой. Вот лишь несколько. Корпорация МСП заявила о запуске программы, по которой малый бизнес сможет за 3 дня получить кредиты с госгарантиями. Минфин продвигает
законопроект, разрешающий предпринимателям на патенте засчитывать страховые взносы в счет платы за патент. И даже замминистра финансов А. Сазанов объяснил, как важно не допустить повышения налоговой нагрузки на ИП, которым придется переходить с ЕНВД на другие налоговые режимы.
Что тут сказать? Было бы желание со стороны регуляторов, и тут же возможности помочь малому бизнесу сразу найдутся. А уж кому-кому, но малым и средним предпринимателям и их работникам сейчас помощь нужна как никогда.
Но возникает и другой вопрос. Почему все эти меры, обсуждавшиеся годами, стало возможно реализовать только теперь, когда возникла реальная угроза исчезновения значительной части малого бизнеса? Вот ту же проблему со страховыми взносами для ИП на патенте обсуждали еще с 2013 года (и именно она стала одной из основных причин, почему патентная система не стала популярной). И ежегодное повышение нагрузки на тех же ИП по взносам и ряду налогов считалось в Минфине не просто допустимым, а вполне нормальным. С этого, собственно, и началась история с отменой ЕНВД – дескать, слишком уж льготный режим получился. А ведь если бы к проблемам малого бизнеса прислушивались чаще, то для многих из бизнесов сейчас ситуация была бы не настолько острой.
А тем временем тренд на сокращение количества малых и средних предприятий все продолжается. В реестре МСП на 10 июня 2020 года числится 6031,8 организаций и ИП, и это на 2,8% меньше, чем было на ту же дату в 2019 году. Такая же ситуация и с занятостью в малом бизнесе: за год количество занятых сократилось на 404 тыс.
Интересно, каких темпов падения в секторе МСП надо дождаться, чтобы регулирующие органы выстроили наконец благоприятную для малого бизнеса среду?