
Изначально эта система мер задумывалась в качестве механизма предотвращения рисков возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства государства, в которой финансовая структура осуществляет свою операционную деятельность. Помимо рисков из-за несоблюдения законодательства, также в рамках комплаенса предусматриваются меры, направленные на предотвращение убытков из-за нарушения стандартов саморегулируемых организаций, применения санкций и иных мер воздействия со стороны надзорных органов.
Внедрение и применение комплаенса в принципе призвано снизить целый ряд рисков, связанных с несоблюдением норм корпоративного поведения, неправомерного использования инсайдерской информации, нарушения информационной безопасности, прав инвесторов, взаимодействия с недобросовестными контрагентами и др.
И все бы ничего. Но из изначально правильной идеи идентификации и управления рисками в процессе работы с денежными средствами, комплаенс на международном уровне благодаря умелым действиям Минфина США превратился в грозное экономическое оружие, в инструмент разбирательств с неугодными.
А наш мегарегулятор лишь рекомендует банкам следовать международным принципам комплаенс-контроля, не предлагая взамен ничего, что могло бы снизить риски при использовании финансовой инфраструктуры для российского бизнеса. В результате сокращаются и рентабельность, и скорость оборота денежных средств, да и вообще сужаются возможности для предпринимательской деятельности российских предприятий и граждан.