С закрытием летнего сезона отечественные авиакомпании окажутся на грани банкротства. Сейчас объемы перевозок относительно высокие. Но совсем скоро придет сезонный спад. А авиакомпаниям в этом году не с чего было делать стратегический запас на низкий сезон. Все заработанное они тратят на топливо, лизинг, оплату персонала. Поэтому когда и без того не слишком большие доходы сократятся, средств на покрытие расходов у них совсем не останется.
В опасности все, кроме группы компаний "Аэрофлот". Ее спасет государство. В начале августа Росавиация приняла решение о предоставлении субсидий по 78 заявкам на сумму 11,7 млрд рублей. Из этих денег 7,9 млрд руб. уже получил "Аэрофлот" и его дочерние авиакомпании. На всех остальных осталось ₽3,8 млрд соответственно. Кроме того, правительство готовит план поддержки "Аэрофлота" за счет допэмиссии акций более чем на ₽80 млрд.
Складывается впечатление, что помогает государство "Аэрофлоту" не только деньгами. В начале августа Ассоциация туроператоров России объявила о возобновлении авиасообщения с Кубой с 17 сентября. Якобы страны тогда пришли к соглашению, билеты появились в продаже. Дата приближается, но ни перелетов, ни сообщений по теме сейчас нет. "Аэрофлот" без этих рейсов выживет, а вот Royal Flight, Nordwind Airlines и Azur Air, у которых раньше были чартеры на Кубу, - не факт.
У группы компаний "Аэрофлот" планы грандиозные. Она хочет повысить пассажиропоток до 130 млн человек в год к 2028 г. И придумала она эту новую стратегию не когда-нибудь, а в разгар кризиса. А теперь посмотрим на суммарный пассажиропоток всех отечественных авиакомпаний в 2019 году. Почти та же цифра - 128 млн человек.
Выглядит это так, как будто "Аэрофлоту" хотят вернуть утраченную в 90-х монополию на рынке российских авиаперевозок. И пандемия только способствует осуществлению планов. Сейчас кислород перекрывают чартерным компаниям, которые эксплуатируют широкофюзеляжную технику. Если они не переживут кризис, "Аэрофлот" окажется единственным перевозчиком на дальнемагистральных международных рейсах. А именно этот сегмент он выбрал для себя в новой стратегии развития.
В долгосрочной перспективе - расправа над ближне- и среднемагистральными конкурентами. В качестве главного оружия уже выбрали ценник на билеты. Сейчас тарифы "Победы" зачастую оказываются выше, чем у "Уральских авиалиний", S7 и UTair. Но лоукостер планирует снизить стоимость билетов на 30%. И тогда остальных игроков рынка по этому показателю он явно обойдет.
Подобный сценарий отразится негативно на всех, кроме "Аэрофлота". Отраслевых специалистов накроет волна сокращений. Новые места будут появляться, но не скоро. Объемы перевозок постепенно восстановятся, а значит, работа у пилотов будет. Но потребность в них тоже не сразу появится.
Пострадают и пассажиры. Восстанавливать убытки авиаперевозчики явно начнут за их счет. А если рынок станет почти монопольным, альтернативных вариантов у людей не будет.