Очень симпатичная
статья.
О красоте и пользе созидательного инженерного труда, о достоинстве жизни простого рабочего человека, о русском промышленном производстве и наконец о Горьковском Автозаводе, который наиболее убедительный пример ко всему вышеперечисленному.
Особенно интересно, что опубликована статья именно в «Новой Газете». Впервые вижу, чтобы на страницах этого уважаемого издания слово «русский» звучало так часто и гордо, и без каких-либо намёков на «русский фашизм».
И сразу же понятно, за что надо особенно любить, ценить и уважать такие тексты. За то, что от них иногда случаются всякие приятные чудеса. И вот уже ведущее либеральное издание страны велеречиво повествует нам о национальной гордости великороссов, не кривясь при этом и не сплевывая.
Не смущают даже обаятельные, по законам жанра, цитаты из мудрых восточных людей с неизменно популярным в массовой культуре самурайским колоритом.
Во-первых, весь колорит в данном случае абсолютно уместен; когда разговор идёт об автопроме, сосем не грех послушать и японца. Во-вторых, принцип «не делай муда» при минимальном воображении понятен без перевода.
Да — граждан, которым милее всего бесчувственная ирония, остроумный скептицизм и прочая парадоксальная неоднозначность, индустриальный пафос статьи, скорее всего, не увлечет.
Но все эти качества в принципе не слишком свойственны русскому характеру. Они конечно есть, «но очень мало». Русский человек, он как русская кухня, и к русскому автомобилестроению, которое с кухней в статье вполне адекватно сравнивается, это относится тоже.
Взять, например, борщ. Вроде бы просто. Но зато и вкусно, и сытно, и без вычурности красиво - надёжная, здоровая еда. Вряд ли чем-то всерьёз удивит, зато уж точно не опечалит. Разумеется, и с борщом можно экспериментировать, совершенствовать рецептуру, искать идеальный лично для себя вкус. Но в основе своей это все равно будет борщ. Испортить который возможно только при сознательном вредительстве.
Вот так же и русские люди, и любое русское дело, и особенно когда оно делается для себя. Хотя я бы добавил, что надёжность определяется не только через понимание, как редко машина ломается, но и насколько быстро и легко она чинится. В этом вопросе заметных конкурентов у ГАЗ вообще нет.
Но есть и еще одна серьёзная причина, по которой слово «русский» Горьковскому Автозаводу особенно к лицу.
Очень просто: ГАЗ это наше национальное достояние.
Представьте себе Россию, где не случилось «ГАЗели». Не получилось возродить Горьковский Автопром. Доверили его, допусти, не Дерипаске, а какому-то другому человеку. Более острожному, менее компетентному. И стал бы тогда ГАЗ вторым ЗИЛом. И нет никаких «Газелей».
В этих условиях наша нынешняя жизнь была бы совершенно иной. И гораздо хуже, чем есть сейчас.
И раз уж мы упомянули Олега Владимировича.
В случае с Дерипаской наша главная разница совсем не о том, что он официально богатый человек.
Дерипаска может совершенно не беспокоиться о своём историческом наследии - и вот здесь я в самом деле искренне ему завидую.
Точно так же, как Горьковской Автозавод неразрывно связан с культурой нашей повседневной жизни, что гораздо глубже любых чисто патриотических и даже многих национальных соображений, так и фамилия Дерипаски навсегда вписана в историю ГАЗ.
Большими золотыми буквами: это человек, который в переломный момент сумел спасти производство.
От которого производства затем случилось и «Газель», и сотни тысяч новых рабочих мест по всей стране, и казавшееся фантастическим для российского автопрома умение работать с хорошей прибылью, и опровержение множества негативных стереотипов о русских, и ещё много замечательных и радостных достижений, о которых нам сейчас красиво и подробно рассказывает «Новая газета».
Дерипаска трудился, конечно же, не один. Но без него вообще ничего бы не было. В лучшем случае - типичное депрессивное предприятие. В худшем - развалины на пустыре.