Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, отвечающий за маркировку воду, вышел на тропу войны с крупными производителями. Позиция ведомства жесткая. Кто не начнет маркировать – тому санкции и штрафы.
Сейчас проходит эксперимент по маркировке воды. Он начался 1 апреля 2020 года и закончится 1 марта 2021. Продлевать сроки эксперимента ведомство не намерено. Оснований для этого нет.
Проблема в том, что сама идея маркировки воды изначально принята отраслью в штыки. Ни одна компания, входящая в
Союз производителей безалкогольных напитков, не участвует в эксперименте. Крупнейшие производители воды –
"Кока-Кола", "ПепсиКо", "Святой источник", "Черноголовка", "Рычал-Су", "Нарзан", "Кавминводы" – саботируют процесс, чтобы сорвать эксперимент Минпромторга.
Из 2 тыс. производителей вод в России в эксперименте участвует лишь 81. И не самых крупных. Поэтому охват маркировкой в первый год не превысит даже 1% объемов рынка.
Всего участвует в эксперименте 1093 компании, в т.ч. 47 (из 184) импортеров и 965 оптово-розничных компаний.
По оценке ФНС, объем теневого рынка воды в России –
около 30%.
Когда закончится эксперимент и санкции Минпромторга вступят в силу, многие производители начнут нести издержки. Те, кому есть что скрывать, будут весной возмущаться громче всех, когда получат первые штрафы. Тогда мы и узнаем, кому сейчас комфортно в тени.