«Долларовая улыбка» — этот броский термин используется в торговых кругах для описания мирового господства американской валюты. Ее гегемония до сих пор держалась на двух столпах: во-первых, на роли США как локомотива глобального экономического роста, а во-вторых, на функции доллара как убежища для инвесторов в период кризисов.
Однако из-за пандемии эти столпы зашатались, превратив долларовую улыбку в кривую ухмылку.Время улыбаться настало для китайского юаня. В следующем году, согласно прогнозам, экономика КНР вырастет на 8%, тогда как экономика США — лишь на 3,9%, что ставит ее дальнейшее доминирование под вопрос.
И уже к 2028 году Китай обгонит США, на 5 лет опередив допандемийные прогнозы. Кроме того, в мире стремительно набирают популярность китайские ценные бумаги. В прошедшем финансовом году (октябрь 2019 – сентябрь 2020) инвесторы вложили $135 млрд в китайские облигации и $155 млрд в акции. Доходность по облигациям
Китая выше, чем по казначейским бумагам США, и это еще один фактор в пользу юаня.
В конце 3-го квартала прошедшего года доля мировых валютных резервов, номинированных в долларах, упала до самого низкого уровня с 1996 года. При этом в последние три квартала только юань смог укрепить свои позиции в статусе резервной валюты: теперь в нем номинировано 2,1% мировых резервов.
Новая администрация в США, видимо, будет выступать за «сильный» доллар, но легко и просто ей в этих устремлениях не будет.
В прошлом году курс доллара снизился на 7% по отношению к корзине основных мировых валют, и новый год начался для него на вялой ноте. На этой неделе доллар опускался до самых низких уровней с апреля 2018 года, что помогло подтолкнуть евро и китайский юань к многолетним максимумам.
Рубля же на мировой карте все так же не видно. Если даже наш же ЦБ не прикладывает явных усилий, чтобы сделать его и средством международных расчетов, и средством сбережения, то странно ожидать, что иностранцы начнут его в этом качестве воспринимать.
Да и экономика наша не то что драйвером мирового развития не выступает – она даже и до среднемировых уровней по темпам роста не дотягивает. И тот же ЦБ нам говорит, что такой у нее потенциал. Другие же не говорят, а делают, как в Китае. Вот у них все и получается.