
За последние годы завод стал камнем преткновения для Китая и США, фигурировал в заголовках материалов множества крупных изданий и даже был предметом международного судебного разбирательства. И хоть компанию все же вернули в лоно государства, слабо вериться, что на этом история украинского предприятия закончится. Ну а пока все ждут новые приключения завода и его владельцев, мы с вами восстановим всю хронологию тяжелых взаимоотношений между компанией, США и Китаем.
2017 год.
Именно тогда появились первые новости о сотрудничестве «Мотор Сич» и китайской компании Avicopter — завод заключил контракты на поставку нового турбовального двигателя АИ-136Т для тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL) «Авикоптер», который разрабатывался Китаем совместно с Россией. Отметим, что вертолет создавался исключительно для китайского рынка, так как в РФ подобные потребности перекрывались вертолетами Ми-17 и Ми-26. Да и представители «Мотор Сич» от сотрудничества с российской стороной, по понятным причинам отнекивались и уверяли, что вертолет «имеет китайское название, это транспортный вертолет, он будет производиться в Китае и использоваться для нужд Китая».
2018 год.
В 2018 году в сторону завода посыпались первые обвинения: американские политики и эксперты раскритиковал решение украинского предприятия поставлять в Поднебесную двигатели для учебно-боевых самолетов JL-10. Тогда бывший советник комитета сената США по международным отношениям Уильям Триплетт отметил, что Киев таким образом помогает Пекину решать проблемы с производством реактивных двигателей.
2019 год.
2019 год стал переломным во всей этой истории. Именно тогда китайские компании Skyrizon и Xinwei Group, принадлежащие группе DCH, выкупили более 50 процентов акций «Мотор Сич», чем вызвали праведный гнев большого брата. В ход пошли и угрозы санкциями, и советник президента США по нацбезопасности, который должен был прибыть на Украину для встречи с владельцем предприятия. Джон Болтон, бывший советник президента США по национальной безопасности заявил, что Китай пытается интегрироваться в экономику стран по всему миру, в том числе через привлекательные инвестиции.
2020 год.
Летом 2020-го Антимонопольный комитет Украины отказался рассматривать заявку бизнес-группы DCH на покупку акций «Мотор Сичи». Президент Украины Владимир Зеленский поручил премьеру Денису Шмыгалю принять меры по защите экономических интересов страны и оценить влияние на них от продажи акций стратегических предприятий, в частности «Мотор Сич». И несмотря на то, что де-факто контрольный пакет акций предприятия уже принадлежал Китаю, власти Украины, можно сказать, наложили на него арест, не давая китайцам сосредоточить весь пакет в одних руках. Китайские инвесторы с этим мириться не стали и обратились в международный арбитраж с целью взыскания с Украины убытков в размере 3,5 миллиарда долларов.
2021 год.
Подписан указ о национализации Мотор Сич.